On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.06 06:01. Заголовок: Причащение мирян


В РПСЦ принято решение о допуске мирян к Причастию в дни мясоеда. В чем в таких случаях должна выражаться подготовка мирянина к причащению?

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 81 , стр: 1 2 3 4 5 Все [только новые]







Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.06 21:30. Заголовок: Re:


Aleksander пишет:

 цитата:
Простите, не могу себя сдержать и все время сбиваюсь на ерничанье - при том, что мне самому хотелось бы услышать от Вас вполне серьезный ответ.



Действительно ерничанья не занимать… Но я постараюсь не обращать на это внимания. Хотите серьезный ответ? Извольте. Я считаю, что восстанавливать необходимо древнехристианскую духовность во всей ее полноте, а не выборочно. Я полностью согласен с Вами, что пост - это невкушение пищи вообще, и чем временной промежуток между приемами пищи больше, тем больше (строже) и пост. Замена же пищи мясной на пищу растительную, это не пост, а вегетарианство. Я не могу сказать, что все мои духовные чада относятся к этому однозначно, тем не менее, многие (подчеркиваю, многие) соблюдают пост не только в смысле вида пищи, но и в отношении времени ее принятия, а так же количества раз. Не скрою, что в основном это люди старшего поколения. Тем не менее, у нас все знают о том, что пост это невкушение пищи вообще. Кроме этого, необходимо понимать, что я здесь говорю не столько о том, как есть, сколько о том, как, с моей точки зрения, должно быть. И я не говорил о том, что мои духовные чада в обязательном порядке причащаются на все праздники. Я говорил лишь о том, что им предоставлена такая возможность при условии соблюдения необходимой подготовки. Кто-то этой возможностью пользуется, кто-то нет, кто-то исповедуется и причащается каждый пост, кто-то раз в год: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1Кор.11:28). Да и проблема заключается не в количестве причащений в год, а в том, почему человек причащается то или иное количество раз. Что является причиной уклонения от причастия, осознание собственного недостоинства, благоговение перед таинством или нежелание обременять себя соблюдением правил говения. Если у Вас в Москве преемство церковных традиций сохранилось, то в Сибири поповцы во многих своих религиозных представлениях подобны безпоповцам, именно поэтому в Сибири как возможно нигде приходится подчеркивать важность церковных таинств и особенно Евхаристии.

Aleksander пишет:

 цитата:
Вы, например, приравниваете работающего христианина к болящему и считаете для него достаточными три-четыре дня поста



«Аще ли кая нужда будет ти, или от недуга, или от некоего прилучая, иже вскоре причаститися, сохрани поне четыре дни или три дни» (Церковное око, л.75об.). Как видите по мимо болезни здесь названы и другшие причины…

Aleksander пишет:

 цитата:
очень многие приходят на исповедь, чтобы рассказывать о своих достоинствах и "непщевать вины о гресех".



Мои духовные чада на исповеди каются в грехах, насколько искренне они это делают, рассудит Бог, о достоинствах же своих сибиряки предпочитают помалкивать.

Aleksander пишет:

 цитата:
для Вас их суждение, наверно, не очень-то актуально



Об источниках. Я знаком с мнением Смирнова, у которого кстати данный памятник носит еще название «Заповедь ко исповедующимся сыном и дщерем» (С. Смирнов, Древнерусский духовник, М., 1913 г., Материалы стр.112-132). Я не буду вдаваться в совершенно не нужную здесь полемику по вопросу того, кто прав Смирнов или Голубинский в вопросе установления авторства данного памятника, замечу, что даже, если и стать на мнение Смирнова, то «Заповедь» написана не позднее конца 14 века: «Определить с точностью время происхождения разбираемого памятника не легко. Источники его очень древние, нет сомнения, принадлежат все к первому периоду русской покаянной письменности до к. XIVв.» (Указанный источник, стр. 385). Таким образом, даже если данный памятник относится к 14 веку, то в нем отражена практика все же дораскольной Церкви. Не думаю, что ошибкой будет считать, что данная практика была свойственна и Византии. Русская Церковь отличалась последовательным сохранением Православия в той форме, в какой приняла его из Византии, а что у греков в то время были подобные взгляды, видно из приведенных мной выше слов св. Симеона Салунского. То как Смирнов толкует данное правило, большого значение не имеет, ибо это рассуждения гипотетические, из самого правила это никак не следует, а перечислять заслуги никонианской профессуры для предания авторитета собственному мнению не нужно. И для меня, их суждения действительно не очень-то актуальны. Теперь о св. Иосифе Волоцком. Выше я привел цитату из Кормчей - слова св. Василия Великого, приведу ее и теперь: «Иже на всяк день причащатися божественных Таин, добро есть и полезно. Самому Христу глаголющу: ядыи плоть Мою и пия кровь Мою, имать живот вечныи. Мы убо четырежды во всяцей недели причащаемся: в неделю, в среду, в пяток, в субботу, и во иныя дни, аще будет память святаго некоего» (св. Василия Великого, Кормчая 253-й лист). Так вот для меня мнение св. Василия Великого актуальней и авторитетней, нежели мнение прп. Иосифа Волоцкого. А поскольку мнение св. Василия Великого помещено было в Кормчую, то это уже мнение не частное (как в случае с прп. Иосифом Волоцким), а мнение всей Церкви.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.06 21:54. Заголовок: Re:


Aleksander пишет:

 цитата:
Нет, Сергiй, не могу с Вами согласиться

Только в том, что стали безграмотнее? Я говорил об обыкновенном умении читать. Ответ мой слетел при отправке, доступ на сервер короткое время был закрыт. Написанное не воротить, знать, так надо. Спаси Христос за ссылки.
Каюсь, хотел было вставить "возлагают бремена неудобоносимые, а сами перстом не хотят пошевелить". Вот такая тут чувствительная система, не дает согрешить, сразу сбрасывает. Такой бы духовный счетчик внутрь ума поставить.
Вкратце. Против поклонов я не возражал. Попытаюсь хоть отчасти восстановить написанное. Вы прекрасно знаете, что гораздо легче перенести Марьино стояние человеку ежедневно творящему поклоны, но физически это будет гораздо больший труд для нетворящего. Неделю в себя приходишь. Посему, испытавший и то, и другое, знает, что ежедневные малые усилия дают легчайшую возможность по несению больших трудов. Это касается и ежедневной домашней молитвы, и церковной соборной. Я же писал о том, что слышал: "А я по лестовке помолюсь" или "А я скитское покаяние читаю". Всё должно быть гармонично и в меру.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 81
Зарегистрирован: 10.08.05
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.06 23:10. Заголовок: Re:


о.Андрей пишет:

 цитата:
Я считаю, что восстанавливать необходимо древнехристианскую духовность


о.Андрей пишет:

 цитата:
для меня мнение св. Василия Великого актуальней и авторитетней, нежели мнение прп. Иосифа Волоцкого


Ну вот, так бы и говорили сразу, а то приводите какой-то русский "номоканунец", неизвестно кем и неизвестно когда написанный и вообще, если не ошибаюсь, в единственном списке сохранившийся. (У меня нет сейчас этой книги под рукой - в отличии от Вас, кажется. Завидую!) Но отчего же Вы не восстанавливаете общее причащение за каждой воскресной службой, ведь и каноны соответствующие имеются? Или Вы все-таки считаете, что не все нормы III-IV в. следует воспринимать как буквальное руководство к действию?
о.Андрей пишет:

 цитата:
«Аще ли кая нужда будет ти, или от недуга, или от некоего прилучая, иже вскоре причаститися, сохрани поне четыре дни или три дни» (Церковное око, л.75об.). Как видите по мимо болезни здесь названы и другшие причины…


Значит, Вы согласны по поводу того, что под "недугом" здесь имеется в виду тяжкая болезнь, приковывающая человека к постели? Хорошо, тогда признаюсь: понятия не имею, о какой "нужде" и "прилучае" идет речь. Но паки повторю: и работа, и семейные обязанности всегда считались чем-то само собой разумеющимся и в число "нуждных прилучаев" никак не могут быть отнесены. А уж посчитать "прилучаем" то, что говение оказалось почему-либо приурочено к мясоеду, - это надо иметь развитое воображение!
о.Андрей пишет:

 цитата:
Замена же пищи мясной на пищу растительную, это не пост, а вегетарианство. Я не могу сказать, что все мои духовные чада относятся к этому однозначно... Кроме этого, необходимо понимать, что я здесь говорю не столько о том, как есть, сколько о том, как, с моей точки зрения, должно быть


Выходит, Вы не требуете от них выполнения в сколько-нибудь обязательном порядке даже того "не составляющего (по Вашим словам) большого труда" правила, которое сами приводили выше? Я так понимаю, с лестовками та же ситуация, что и с постом. Про милостыню и слезы как непременные спутники покаяния я скромно умалчиваю.
Не получается ли странный перекос? Ломая много веков назад сложившийся обычай причащаться от одного до четырех раз в год постами во имя соблюдения одних канонов, Вы готовы закрывать глаза на попрание других, напрямую связанных с первыми. Это ли называется "восстанавливать во всей полноте"?

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1403
Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.06 23:23. Заголовок: Re:


Aleksander пишет:

 цитата:
А уж посчитать "прилучаем" то, что говение оказалось почему-либо приурочено к мясоеду, - это надо иметь развитое воображение!

А Вы можете пояснить, почему запрещено (и кем) причащаться в мясоед? Я не вижу разницы в подготовке в период постов или вне постов. А каким образом у Вас происходит причащение новоприсоединенного? Например, крестился человек, отговев перед этим определенный срок. Его не причащают, если это мясоед или не крестят, а ждут постного времени? Я спрашиваю оттого, что не сталкивался с этим, а здесь как раз можно и выяснить.
Aleksander пишет:

 цитата:
и слезы как непременные спутники покаяния

Здесь, простите, раз на раз не приходится даже у эмоциональных людей. Насильно же из себя слезы не выдавишь! Конечно, если раз в год, а то и реже, на исповедь попадать, там уж скорбные рыдания должны быть. Или что Вы подразумеваете под слезами? Какую-нибудь аллегорию?

Спасибо: 0 
Профиль



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.06 23:41. Заголовок: Re:


о.Андрей пишет:

 цитата:
даже если данный памятник относится к 14 веку, то в нем отражена практика все же дораскольной Церкви.


Пусть нас рассудят более знающие люди, но Ваша аргументация кажется мне совсем неосновательной.
1) Памятник, на который Вы ссылаетесь, совершенно не имеет параллелей в истории древнерусской покаянной дисциплины, если, конечно, принять Ваше толкование, что речь идет о причащении порядка 20 раз в году, а не о списке, из которого выбираются три-четыре даты, как предполагают "подозрительные" никонианские профессора. К тому, повторю, судя по тому, что он сохранился в единственной рукописи, он имел крайне ограниченное распространение. Плюс неизвестно время происхождения и авторство.
2) Даже если бы нашлись другие подобные памятники, это скорее всего не решило бы дела. Нормативные тексты - это не отражение того, что реально есть, а чье-то мнение относительно того, что должно быть. Вот если бы частое причащение мирян можно было найти еще и в каких-нибудь других источниках - летописях, житиях, грамотах, Ваше предположение звучало бы гораздо весомее. Едва ли, однако, тут можно много "нарыть": как Вы понимаете, вопрос этот тщательно исследовался специалистами и ничего в этом роде они не нашли.

Спасибо: 0 
Профиль



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.06 23:50. Заголовок: Re:


Сергiй пишет:

 цитата:
почему запрещено (и кем) причащаться в мясоед?


Нередко бывает, что пожилой человек, живущий очень далеко от ближайшей церкви, просит попа приехать исповедовать и причастить его/ее. Это без проблем делается и в мясоед. Другое дело, что пост, в течение продолжительного времени настраивая человека на покаяние, лучше подходит для проведения исповеди / причащения, и поэтому на приходах исповедь испокон века устравали в пост.
Сергiй пишет:

 цитата:
крестился человек, отговев перед этим определенный срок. Его не причащают, если это мясоед или не крестят, а ждут постного времени?


Нет, насколько я знаю, проблем такого рода не бывает. Более того, в продолжение четыредесятницы Великого поста крестить разрешается только в исключительных случаях.
Вообще же я помянул мясоед только к тому, что о.Андрей предложил ослаблять правила говения для этого времени года.
Сергiй пишет:

 цитата:
что Вы подразумеваете под слезами? Какую-нибудь аллегорию?


Да нет, никакой аллегории, сходите по ссылке на Симеона Нового Богослова в одном из предыдущих постов. Просто я для себя никак не могу уяснить некоторые вещи про таинство покаяния, но, если обсуждать их здесь, это уведет далеко в сторону.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.06 23:59. Заголовок: Re:


Всё понятно, спаси Христос!
Для меня исповедь не связана с причастием, исповедываться необходимо как можно чаще, по потребности. Это я говорю из горькой практики, совершенно не имея таковой возможности. А кто сего не делает по нерадению, тот нерадит о своей душе. Это равносильно тому, что, испачкавшись в понедельник, Вы ждали бы субботы, ибо понедельник - не банный день.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1405
Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.06 01:17. Заголовок: Re:


Дорогой Aleksander, позвольте задать Вам несколько вопросов-размышлений. Если здесь на форуме неоднократно порицалось никониянское учение о учащей и учимой церкви, то не получается ли в нашей среде (при постоянном провозглашении соборности, выборности священства и епископата) более строгого разделения на священство и мирян, то есть на причащающуюся церковь и непричащающуюся или, лучше сказать, на свободно причащающуюся и строго ограниченную? Не создаётся ли худшее разделение, чем в никониянском случае, не выделяется ли специальная каста ветхозаветных жрецов? Это одно. Теперь другое. В любом теоретическом вопросе невозможно рассуждать о ком-либо, всё равно примеряешь одёжку на себя, иначе нечего и рассуждать. Так вот представьте себя в сане священника, не утруждающего себя тем приготовлением, которое ложится на плечи любого мирянина. Здесь я беру тот случай, если не утруждает. Допустим такое. Так вот, будучи этим иереем или архиереем, позволите ли Вы себе требовать от других того, чего не делаете сам? Не будет осуждать совесть пред Богом?
Пока такие мысли. Может, по ходу дискуссии подойдут и другие.


Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1406
Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.06 01:29. Заголовок: Re:


И еще нечто. Помню, пытался узнать (и на форуме в том числе) о точной подготовке к причастию. С постом особых проблем не было, а вот по Правильным канонам пошли "плавания", да так, что у меня появился помысл: "Не читают, читали бы, сказали бы сразу."
Основывался этот помысл на том, что хоть сейчас, хоть ночью разбудите, скажу любому, как это принято у никониян. В лучшем случае предлагалось открыть книгу, "а там всё сказано". Когда же мне посчастливилось встретиться с крестным, тот сходу мне объяснил всё сразу.
Потому я и говорил о заменах лестовками. В связи с этим и возникает постоянно вопрос, насколько оправданы подобные замены. Я так, к сожалению или к счастью, устроен, что не могу понять при наличии строгостей столь свободный выбор на произволение.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1407
Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.06 01:32. Заголовок: Re:


Aleksander пишет:

 цитата:
Вообще же я помянул мясоед только к тому, что о.Андрей предложил

У отца Андрея свои цели и вопросы, у меня - свои. Я рад, что, наконец, о серьёзных вещах поговорить можно. Это же наша жизнь!

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 22
Зарегистрирован: 22.05.06
Рейтинг: 0

Замечания: За введение в заблуждение через сознательное систематическое искажение исторических фактов, агрессивную манеру дискуссии, провокации и дискредитацию св. сана.
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.06 06:04. Заголовок: Re:


Поскольку о.Андрей не удовлетворился моим ответом,уточняю.Дабы причаститься,мирянину подобает отговеть неделю(т.е. в течение семи дней вкушать пищу только без растительного масла),отмолиться семь раз "Правильные каноны"(или заменяющие их 70(семьдесят)лестовок(если тяжело сделать это за неделю,можно начать молиться пораньше,недели за две-три до исповеди)).Хорошо бы также в это время посещать все церковные службы(если человек живёт,скажем,в Москве,где у нас на Рогожском повседневная служба,лучше всего во время говения ходить в храм ежедневно,утром и вечером) ,а также прочитать дома "Псалтырь"(с покаянными тропарями и молитвами по каждой кафизме). Кроме того,духовным отцом может даваться человеку конкретная "заповедь"(или епитимия)о том,как ещё и сколько молиться,готовясь к принятию св.Таин. В массовом порядке исполнять всё это нужно,конечно,постами,согласно нашей давней доброй традиции(которую столь ревностно защищает здесь Aleksandеr),но,как уже не раз говорилось выше,если у кого-то есть особое рвение и желание,ничто не возбраняет говеть таким образом и между постами,в индивидуальном порядке.Послабления же здесь,считаю,крайне нежелательны.
...А вообще-то весь "сыр-бор",считаю, разгорелся от того,что лица,перешедшие к нам в последние годы от новообрядцев,захотели(вместо того,чтобы СО СМИРЕНИЕМ воспринять наш обычай) под видом "воссоздания канонической практики" перенести в нашу Церковь современную никонианскую практику частых причащений.Об этом,в частности,свидетельствует один из последних постингов в целом уважаемого мною Сергiя, с "наездами" на священство,дескать,сами-то батюшки не готовятся к причастию,как миряне,а с них требуют(прямо-таки протестантизм какой-то:сделаем "из мирян попов,а из попов мирян",видать,Германия влияет:-)!). И в этом отношении аз,грешныи,всецело на стороне Aleksandеra,потому что традиции наши надо СОХРАНЯТЬ,а не уничтожать,какими бы благовидными не казались предлоги для сего.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 656
Зарегистрирован: 27.05.05
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.06 10:49. Заголовок: Re:


о.А.Панкратов пишет:

 цитата:
Дабы причаститься,мирянину подобает отговеть неделю(т.е. в течение семи дней вкушать пищу только без растительного масла),отмолиться семь раз "Правильные каноны"(или заменяющие их 70(семьдесят)лестовок(если тяжело сделать это за неделю,можно начать молиться пораньше,недели за две-три до исповеди)).


Отче! Значит, это, теоретически, можно проделать и в мясоед, выбрать неделю - отпоститься и отмолиться правило? (разумеется, с согласования с духовным отцом, от взглядов которого зависит такой вариант Причастия)
И еще. У меня такое ощущение, что речь о.Андрей ведет не совсем понимая сути или рассуждая "от идеального". Ну пример. У меня в офисе весь день играет музыка, нередко громкий смех. Та же музыка звучит и на улице у ларьков, в метро. И мы - староверы - невольно становимся как бы частью этой жизни. Учитывая подготовку к Причастию... Плюс работа сложная, выматывает дозела, домой приходишь - охота упасть и спать. Да, оно конечно и надо быть может себя ломать, заставлять. Но помолишься ежедневное правило и начал и уже все, сил нет. Можно ли подготовку к Причастию с обозначенными сопутствующими элементами жизни назвать полноценной? Другой раз даже охота на работе молитву прочесть, но музыка буквально-таки бьет по мозгам...
Тем не менее, я согласен, что надо стремиться к раннехристианскому, но нельзя не учитывать реалии жизни. А потому идеальным вариантом, на мой взгляд, является именно 4-х разовое Причастие в год, в посты. Видимо, нашим предкам было попроще...
Спаси Христос!

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 140
Зарегистрирован: 16.02.06
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.06 11:54. Заголовок: Re:


quote] Aleksander пишет:

 цитата:
приводите какой-то русский "номоканунец", неизвестно кем и неизвестно когда написанный и вообще, если не ошибаюсь, в единственном списке сохранившийся У меня нет сейчас этой книги под рукой - в отличии от Вас, кажется.



Aleksander пишет:

 цитата:
Пусть нас рассудят более знающие люди.... Памятник, на который Вы ссылаетесь, совершенно не имеет параллелей в истории древнерусской покаянной дисциплины... он сохранился в единственной рукописи, он имел крайне ограниченное распространение... Вот если бы частое причащение мирян можно было найти еще и в каких-нибудь других источниках - летописях, житиях, грамотах, Ваше предположение звучало бы гораздо весомее. Едва ли, однако, тут можно много "нарыть"



Действительно у меня данная книга под рукой, как и другие из которых я приведу выписки чуть ниже. А сейчас скажу о «каком-то русском номоканунце». Сохранился он отнюдь не в единственном списке. «Заповедь» известна в пяти списках, два из которых находятся в кратких Номоканонах (Зонарь) 16 века. Таким образом, помещенная в Номоканон «Заповедь» перестала быть просто мнением, по крайней мере, для тех, кто ее поместил в Номоканон, а также для тех кто им пользовался как источником церковного права. Уместным будет сказать так же и о том, что Смирнов, датируя данный памятник 13-14 веком, а приводя его по спискам 16 века, свидетельствует тем самым, что «Заповедь» на протяжении долгого времени пользовалась в Русской Церкви немалым авторитетом, впрочем, он и напрямую об этом пишет: «Всего естественнее предполагать, что это собрание статей помещалось в молитвенниках древне-русских священников» (Указанное сочинение, стр. 386). Это ответ Вам относительно распространенности памятника. С тем же, что из указанных в правиле дат выбиралось якобы три-четыре для причащения, я согласиться никак не могу, поскольку в четыре поста христиане причащались на Руси непременно, а правило указывает ряд праздников, которые приходятся исключительно на дни мясоеда, таким образом, если согласиться с Вами и с профессорами (+которые, кстати, имели на этот счет весьма различные взгляды), то получиться, что кто-то из христиан мог говеть лишь в мясоед полностью игнорируя посты. Ясно, что такого просто не могло бы быть. А теперь о том, что можно, как Вы выразились, «нарыть». Итак, о практике частого причащения в древней Руси свидетельств действительно немного, но, тем не менее, они есть. Так в Ипатьевской летописи о великом князе Ростиславе Мстиславовиче сказано: «Сам же по вся недели причащение имаше» (ПСРЛ, том 2, М., 1998г., стр. 530, Ипатьевская летопись, год 1168-й). Было бы несправедливо полагать, что князь Ростислав совершал нечто исключительное, причащаясь каждую Воскресную Литургию Великого поста, и что всем прочим христианам это было глубоко чуждо. Кстати в летописи князь Ростислав явно похваляется за такую духовную ревность. Подобное свидетельство есть и о великом князе Димитрие Донском (С. Смирнов, Древне-русский духовник, М., 1913г., стр. 167). В этой связи представляют интерес и взгляды митр. Киприяна. В поучении Псковскому духовенству он пишет: «А духовным своим детям, кто достоин причастью, - а хочите дати причастье о Велице дни, или о Рожестве Христове, или о котором святку, как посмотрите достойного» (Е.Е. Голубинский. История Русской Церкви, т.2-2, м., 1998г., стр.524; И.Д. Мансветов. Митр. Киприан в его литургической деятельности, М., 1882г., стр. 143). Как видим, святитель так же считал, что духовенство может беспрепятственно причащать своих духовных чад не только в посты, но и в любой из праздников, причем взирая не на болезнь чад, а на их духовное состояние. Кажется, Вы хотели видеть свидетельства из летописей и грамот? Ну вот, кое-что все же удалось «нарыть»….

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 141
Зарегистрирован: 16.02.06
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.06 12:03. Заголовок: Re:


Aleksander пишет:

 цитата:
Не получается ли странный перекос? Ломая много веков назад сложившийся обычай причащаться от одного до четырех раз в год постами во имя соблюдения одних канонов, Вы готовы закрывать глаза на попрание других, напрямую связанных с первыми. Это ли называется "восстанавливать во всей полноте"?



Я строю свое служение исходя из конкретных условий. Кроме этого Вы видимо меня все же не совсем правильно поняли, я не принуждаю своих духовных чад причащаться в дни мясоеда, а лишь даю им эту возможность. Как священник (какой-никакой) я имею некоторый опыт в общении с христианами и знаю из практики, что немало есть и таких, которые бы желали очищаться в таинстве покаяния и освящаться в причащении не только в дни поста, и я не вижу к этому никаких канонических препятствий. Если у Вас на этот счет другое мнение – это Ваше право.

Aleksander пишет:

 цитата:
Выходит, Вы не требуете от них выполнения в сколько-нибудь обязательном порядке даже того "не составляющего (по Вашим словам) большого труда" правила, которое сами приводили выше? Я так понимаю, с лестовками та же ситуация, что и с постом. Про милостыню и слезы как непременные спутники покаяния я скромно умалчиваю.



Требую, и они выполняют. И вы зря ерничаете относительно милостыни и слез. Не зная людей, Вы уже иронизируете по поводу их духовной жизни и покаяния. Впрочем, Вы мне не духовный сын, а я Вам не пастырь. Поэтому, что я сказал, сказал. Очень хорошо, что Вы, скромный Александр Валерьевич, сами соответствуете своим рассуждениям.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 142
Зарегистрирован: 16.02.06
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.06 12:46. Заголовок: Re:


о.А.Панкратов пишет:

 цитата:
Поскольку о.Андрей не удовлетворился моим ответом,уточняю.



А я и сейчас не удовлетворился ответом. Если Вы внимательно прочитали мой изначальный вопрос, то, наверное, заметили, что меня интересует не личная позиция отца Александра Панкратова или Александра Валерьевича Бусыгина, или какого-либо другого пусть и уважаемого, но частного лица, а официальная позиция РПСЦ, если таковая естественно имеется. А ответы, содержащие в корне своем «я считаю», «мне кажется» и «я так думаю» для меня, безусловно, интересны, но не так как официальная позиция. Итак, я повторю вопрос, есть ли какие-либо соборные постановления РПСЦ по данному вопросу регламентирующие порядок подготовки к исповеди и причастию в пост, а также в мясоед?

о.А.Панкратов пишет:

 цитата:
перешедшие к нам в последние годы от новообрядцев,захотели(вместо того,чтобы СО СМИРЕНИЕМ воспринять наш обычай) под видом "воссоздания канонической практики" перенести в нашу Церковь современную никонианскую практику частых причащений.Об этом,в частности,свидетельствует один из последних постингов в целом уважаемого мною Сергiя, с "наездами" на священство,дескать,сами-то батюшки не готовятся к причастию,как миряне,а с них требуют(прямо-таки протестантизм какой-то:сделаем "из мирян попов,а из попов мирян",видать,Германия влияет:-)!).



На Сергия Вы зря показываете пальцем, уж кого-кого, а Сергия упрекнуть в профанации таинства исповеди и причастия никак нельзя, он этих таинств, к сожалению, бывает лишен весьма подолгу в виду как раз-то своей отдаленности. Так что Германия влияет в обратную сторону, к тому же Сергий и не никонианин. Впрочем, у нас в общине почти и нет бывших никониан, в основном это или потомственные христиане, или пришедшие из неверия, или из какого-либо из безпоповских согласий. И как бы это неожиданно для Вас не звучало, но более всего благоговеют перед таинствами Церкви и жаждут их бывшее безпоповцы (бывшие поморцы-безбрачники), а не никониане. Да и вообще, отче, не следует никогда забывать о том, что мы священники были тоже когда-то мирянами.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 143
Зарегистрирован: 16.02.06
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.06 12:47. Заголовок: Re:


Максим пишет:

 цитата:
У меня такое ощущение, что речь о.Андрей ведет не совсем понимая сути или рассуждая "от идеального". Ну пример. У меня в офисе весь день играет музыка, нередко громкий смех.



Целиком и полностью согласен, что условия, в которых тебе, Максим, приходится работать, мало располагают к говению, однако не у всех на работе музыка и смех, некоторые трудятся в тайге, где пение птиц и жужжание пчел, поэтому обобщать не следует. Ведь я же не упрекаю никого из тех, кто причащается четыре или даже один раз в год не имея возможности достойно подготовиться к этому таинству чаще (среди моих духовных чад немало и таких). Я лишь говорю о том, что тяжким грехом является немотивированное уклонение от причастия, или мотивированное ленью. Есть две крайности. Первая - никонианское понимание причастия, как какого-то магического действа, автоматически очищающего и обновляющего жизнь человека. Вторая - привычка вообще не озадачиваться таким вопросом как причастие. Если раньше отлучение от причастия было для христианина тяжелейшим наказанием, то теперь христиане нередко сами устраняются от причастия на годы, а угроза отлучения не у многих уже находит понимание. Вот она проблема, и почему мы этого не хотим увидеть? Необходимо всячески проповедовать и разъяснять не только важность церковной аскетики, но и важность церковных таинств, чтобы не было, как написал уважаемый Александр Валерьевич, странных перекосов.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 657
Зарегистрирован: 27.05.05
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.06 13:33. Заголовок: Re:


о.Андрей пишет:

 цитата:
есть ли какие-либо соборные постановления РПСЦ по данному вопросу регламентирующие порядок подготовки к исповеди и причастию в пост, а также в мясоед?


Меня тоже интересует именно этот вопрос во второй своей части, про мясоед.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1409
Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.06 14:57. Заголовок: Re:


о.А.Панкратов
Отец Александр! С Вами вообще разговаривать сложно. Или вовсе невозможно. Потому что Вы, если собеседник скажет "да", отвечаете "нет", если он скажет "нет", то Вы - "да". Это можно проследить очень хорошо как Вы с Александром препирались, пока он в конце концов не процитировал свой и Ваш ответы.
Интересно, какая страна на это влияет?
На глупости отвечать, - опускаться до уровня собеседника, а у меня на коммунально-кухонном уровне желания обсуждать животрепещущие вопросы духовной жизни нет ни с кем.
Так и хочется иногда сказать, как сказал шпик Гаврику.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 73
Зарегистрирован: 03.06.05
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.06 16:57. Заголовок: Re:


Максим



 цитата:
ибо христиане выше головы прыгать не могут и готовятся к Причастию раз в год



А в тех местах,где такое отношение к Св.Причастию утвердилось за норму,причащаются значительно реже.

Пришло,скажем, время готовится и приступать к к Св. Тайнам,а тут какое-то искушение,или нечаяная болезнь,или еще что.

Тут и Вел.Пост прошел.Значит откладывается на следующий год.
А на следующий год-еще что то...А потом душа онемевает и уже не жаждет Св.Приобщения....
Да что Причастие,такое же отношение к Исповеди

У нас такое на смоленщине стало в традицию
Это-настоящая беда.Традиция.А у нас ,к традициям очень трепетное отношение.
Даже разрушительным

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 144
Зарегистрирован: 16.02.06
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.06 17:25. Заголовок: Re:


Aleksander пишет:

 цитата:
Вот если бы частое причащение мирян можно было найти еще и в каких-нибудь других источниках - летописях, житиях, грамотах, Ваше предположение звучало бы гораздо весомее.



Еще одна выписка относительно практики частого причащения на Руси. Канонические ответы митр. Киприана на вопросы игумена Афанасия: «И се ти буди ведомо, яко аще кто млад, или стар, а житие его есть чисто и в послушании истинном живет, и правило свое исполняет по силе, и помыслы свои чисто исповедует, не взбраняет ничтоже почасту причащатися» (Е.Е. Голубинский. История Русской Церкви, т.2-2, м., 1998г., стр. 525). Игумен Афанасий спрашивал естественно не из праздного любопытства….

о.А.Панкратов пишет:

 цитата:
традиции наши надо СОХРАНЯТЬ,а не уничтожать,какими бы благовидными не казались предлоги для сего.



Дай Бог Вам, отче, все сохранить и никого из паствы не потерять…

иерейАркадийКутузов пишет:

 цитата:
Это-настоящая беда.Традиция.А у нас ,к традициям очень трепетное отношение.
Даже разрушительным



Ну вот, наконец-то практик подключился к нашему общению. А то мы здесь все больше теорией занимаемся. Полностью согласен, отче, с вашими словами.


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 81 , стр: 1 2 3 4 5 Все [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет