On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N: 34
Зарегистрирован: 02.10.06
Откуда: Руссия, Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 11:03. Заголовок: Возможно ли епископу состоять в браке


В другой теме
Сергiй пишет:

 цитата:
по-хорошему, епископу монахом быть не получается, лучше б он был женатым



есть ли какие-то запреты на брак для епископов и все ли "христианские" конфессии их соблюдают?

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 23 , стр: 1 2 Все [только новые]







Пост N: 1670
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4

Замечания:
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 12:22. Заголовок: Re:


У католиков и для священства низшего целибат, у протестантов, всяких толков - женатые есть

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2226
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 13:32. Заголовок: Re:


зашедший пишет:

 цитата:
есть ли какие-то запреты на брак для епископов


Шестого Вселенского Собора
пр.12 Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившимся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроить к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего таковаго. Сие же глаголем не ко отложению, или превращению Апостольскаго законоположения, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого либо нарекания на священное звание. Ибо глаголет Божественный Апостол: вся во славу Божию творите; безпреткновенны бывайте Иудеям, и Еллинам, и Церкви Божией, якоже и аз во всяком всем угождаю, не ища своей пользы, но многих, да спасутся. Подражатели мне бывайте, якоже и я Христу. Если же кто усмотрен будет сие творящий, да будет извержен.


пр.48. Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучается с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа. Если же достойна явится: да возведется в достоинство диакониссы.



Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 3910
Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 13:44. Заголовок: Re:


зашедший
Вы ж из общего контекста вырвали слова. Речь там шла о монахе и об администраторе, которому сложно вести монашеский образ жизни. Или даже невозможно.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 38
Зарегистрирован: 02.10.06
Откуда: Руссия, Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 15:22. Заголовок: Re:


Сергiй пишет:

 цитата:
Вы ж из общего контекста вырвали слова


да просто мысль показалась очень злободневной в свете состоявшегося обсуждения.


Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 3911
Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 15:57. Заголовок: Re:


Я к Вам никаких претензий не имею, просто пришлось пояснить, что за женатый епископат я не выступаю.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2002
Зарегистрирован: 25.05.05
Откуда: Россия, Москва - Ставрополь-на-Волге
Рейтинг: 7
Фото:

Замечания:
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 16:18. Заголовок: Re:


зашедший пишет:

 цитата:
Возможно ли епископу состоять в браке


"Арменская ересь"!

"Единственные должности, доступные для женатого духовенства, - это должность архипастыря, викария и члена советов. Женатый священник может замещать викария, если пост викария вакантный, но он не может домогаться докторской степени или быть возведенным в сан епископа, доступный для него в том только случае, если он, овдовев, вступит в ряды безбрачного духовенства. Хотя в наше время подобное ограничение узаконено, оно, тем не менее, лишено канонического значения и не имеет за собою давности, которая бы его освящала. Если вникнуть в сущность епископской власти, она есть наиболее полное выражение священства, пекущегося о спасении душ, а между тем, так именно характеризуются обязанности, возложенные на женатого священника. Было время, когда епископы выбирались из среды архипастырей, которые тогда начинали носить название каханаяпет, то есть глава епархиальных священников, подобно тому, как авагерец (протоиерей) был главным среди священников известной Церкви. Ничто не препятствует тому, чтобы современный обычай, как он ни распространен, сменился бы нравами первобытной Церкви, и чтобы для женатого духовенства открыт был доступ к высшим духовным степеням. Народные массы от этого только выиграли бы, ибо женатое духовенство вышло бы из того состояния приниженности, которое ничем не оправдывается и происходит, главным образом, оттого, что ему прегражден путь к возвышению..."

Отсель: http://armenianchurch.ru/lib/ormanyan-armenian-church.pdf

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 88
Зарегистрирован: 09.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 18:58. Заголовок: Re:


САП пишет:

 цитата:
да возведется в достоинство диакониссы.


Что это значит?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 449
Зарегистрирован: 21.12.05
Откуда: Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 19:25. Заголовок: диакониссы


были такие в древней Церкви
потом их в.кн. Елизавета Федоровна пыталась возродить
кажется, на Поместном соборе 1917-1918 обсуждалось сие и было отвергнуто
зри детальнее
http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=2065

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2227
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 20:32. Заголовок: Re:


aZ пишет:

 цитата:
Что это значит?


Четвертого Вселенского Собора пр.15 В диакониссы поставлять жену, не прежде сорока лет возраста, и притом по тщательном испытании. Если же приявши рукоположение, и пребывши некоторое время в служении, вступит в брак: таковая, как оскорбившая благодать Божию, да будет предана анафеме, вместе с тем, кто совокупился с нею.
Толкование Вальсамона:
То, о чем говорится в настоящем правиле, совершенно вышло из употребления; ибо ныне не рукополагают диаконис, хотя некоторые подвижницы не в собственном смысле и называются диаконисами; потому что есть правило, определяющее, чтобы женщины не входили во святый алтарь. Итак, та, которая не может входить во святый алтарь, каким образом будет исполнять обязанности диаконов? Прочти 14-е правило трулльского собора и 15-е, в которых говорится, что подлежит извержению та диакониса, которая рукоположена прежде исполнения сорока лет. А настоящее правило говорит, что подлежит анафеме та, которая после рукоположения предает себя браку, как оскорбительница благодати Божией. А о монашествующих женах учит следующее правило. Ищи еще Василия Великого правило 18-е и 24-е.


Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 268
Зарегистрирован: 22.10.06
Откуда: Латвия, Екабпилс
Рейтинг: 2

Замечания: За развязанный тон.
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 21:34. Заголовок: Re:


http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/009/9716.htm
«На 1-м вселенском Никейском соборе сторонники безбрачия, весьма уже многочисленные в то время, предположили воспретить поставленным в священнослужители продолжить брачное сожитие с женами, но возвести это в норму им не удалось ввиду того, что Пафнутий, епископ Верхней Фиваиды, великий сподвижник и девственник, убедил отцов собора не налагать на посвященных столь тяжелого ига, могущего принести ужасный вред нравственности как самих священослужителей, так и оставленных ими жен. »

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2231
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 21:44. Заголовок: Re:


о.Василий В. пишет:

 цитата:
http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/009/9716.htm
«На 1-м вселенском Никейском соборе сторонники безбрачия, весьма уже многочисленные в то время, предположили воспретить поставленным в священнослужители продолжить брачное сожитие с женами, но возвести это в норму им не удалось ввиду того, что Пафнутий, епископ Верхней Фиваиды, великий сподвижник и девственник, убедил отцов собора не налагать на посвященных столь тяжелого ига, могущего принести ужасный вред нравственности как самих священослужителей, так и оставленных ими жен. »


Тут речь идет не о епископстве, а о священстве.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 269
Зарегистрирован: 22.10.06
Откуда: Латвия, Екабпилс
Рейтинг: 2

Замечания: За развязанный тон.
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 22:37. Заголовок: Re:


Сергий,вы думаете, что речь здесь только о попах? Сомневаюсь, ведь на первом Вселенском Соборе были женатые епископы.
Даже свт.Григорий Нисский, брат свт.Василия Великого, будучи епископом, состоял в браке (вроде и жена у него была диаконисса), женатый же епископат был кажется до новелл императора Юстиниана(6в.).

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2232
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 23:25. Заголовок: Re:


о.Василий В. пишет:

 цитата:
вы думаете, что речь здесь только о попах?


Тут из контекста это вытекает:

 цитата:
На 1-м вселенском Никейском соборе сторонники безбрачия, весьма уже многочисленные в то время, предположили воспретить поставленным в священнослужители продолжить брачное сожитие с женами, но возвести это в норму им не удалось ввиду того, что Пафнутий, епископ Верхней Фиваиды, великий сподвижник и девственник, убедил отцов собора не налагать на посвященных столь тяжелого ига, могущего принести ужасный вред нравственности как самих священослужителей, так и оставленных ими жен. Гангрский собор (340) изрекает проклятие как хулителям Богом установленного брака всем тем, которые, подобно сторонникам Евграфия, епископа Севасты, не признавали силы священнодействий, совершаемых женатыми пресвитерами.




Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 270
Зарегистрирован: 22.10.06
Откуда: Латвия, Екабпилс
Рейтинг: 2

Замечания: За развязанный тон.
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 23:41. Заголовок: Re:


Пресвитерами часто назывались епископы и, наоборот, епископами — пресвитеры (см. Деян., ХХ, 17—18, 28; 1 Петр., V, 2; Тит., I, 5, 7; 1 Тим., III, 1, 2, 7; V, 17 и др.) не в смысле обозначения иерархической степени тех и других, а лишь в древнем общенарицательном смысле слов "епископ" и "пресвитер" для указания на личные качества, обозначаемые этими словами в буквальном их смысле. Если, говоря о христианском епископе, хотели указать на его старческий возраст и свойственную ему мудрость, его называли пресвитером (старец, старейшина). Тех пресвитеров, которые были поставлены самими апостолами и находились под их непосредственным руководством, хотя и без права посвящения других в пресвитеры или диаконы, называли епископами (надзирателями, управителями). В смысле возраста, пресвитерами называли себя даже апостолы Петр (1 Петр., V, 1) и Иоанн (2 Иоан., I, 1; 3 Иоан., I, 1). Вероятно, к епископам и пресвитерам относились одинаково и другие нарицательные названия, присваиваемые в книге Деяний и в Посланиях апостольских лицам, стоявшим во главе той или другой церковной общины: пастыри (ποιμένες — Ефес., IV, 11), вожди (ήγούμενοι — Евр., XIII, 7, 17, 24), предстоятели (προεστόμενοι, praepositi, antistites — 1 Сол., V, 12; Римл., XII, 8), председатели (προέδροι, praesidentes), иереи (ιερεύς). Обязанности пресвитеров, как видно из Деяний и Посланий апостольских и творений св. отцов II и III вв., были следующие: а) преподание благословения верным и совершение таинств; в) председательствование в собраниях верных в отсутствие епископа.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2233
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 23:50. Заголовок: Re:


о.Василий В.
В 4 веке, о котором идет речь, было разделение между пресвитерами и епископами.
Апостольские правила даже ученые датируют 3в., а там это разделение весьма четкое, можно вспомнить и св.муч.Игнатия Антиохийского (начало 2в.) который различал пресвитерский и епископский чин.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2234
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 23:56. Заголовок: Re:



 цитата:
Новообрядец: В толковании на 11-е правило Лаодикийского собора по славянской Кормчей пишется: «Бяху в древних неции обычаи в церквах бываемии, от них же убо временем ови забвени быша, инии же отнюдь престаша: другая же правила отсекоша». Вот и древняя Церковь Христова отменяла разные предания и обычаи, бывшие в употреблении прежде, и даже не-однократно. Так справедливо ли будет обвинять нашу господ-ствующую церковь за это же самое, что было и в древней Церкви Христовой? Я уверен, что и вы с моим заключением согласны.

Старообрядец: Я согласен с тем, что Лаодикийский со-бор отменил один обычай, существовавший в Церкви, что и пре-жде его тоже отменялись разные обычаи в Церкви, но не согласен с тем, что и ваша церковь в половине XVII века то же самое сде-лала, что и древняя Церковь.

Новообрядец; Почему же не согласны?

Старообрядец: А вот почему. Древняя Христова Церковь отменяла только такие обычаи, которые установлены, во-первых, не известно кем, а во-вторых, они существовали в явное нарушение апостольского учения, как это видно и из приведенного вами приме-ра. Вы прочитали толкование Аристина не все, поэтому и получи-лось у вас неправильное заключение. Прочитаем его сполна: «Бяху в древних неции обычаи в церквах бываемии, от них же убо временем ови забвени быша, инии же отнюдь престаша, другая же правила отсекоша». Вы тут и остановились, но мы прочитаем дальше, чтобы видеть, о каких обычаях здесь идет речь. «От нихже есть един и сей обычай, еже старыя жены в церквах поставляти, и сия первоседницы именовати, и да имеют старейшинство в женах, входящих в церковь, якоже учительницам им поставленным сущим на благочиние, и како и где подобает им стояти наказующе их, таковым убо женам не по-добает быта, ни нарицатися тако, правило се повелевает» (толкова-ние Аристина по славянской Кормчей). Вот о каком обычае говорит-ся в толковании на 11-е правило Лаодикийского собора. Обычай этот противоречит следующим словам святого апостола Павла: «Жены ваша в церкви да молчат, не повелебося им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Аще ли чесому научитися хотят, в дому своя мужи да вопрошают, срамно бо есть жене в церкви гла-голати» (1 Кор. 14, 34-35). Жене же учити не повелеваю» (1 Тим., 2, 12). Против этого же обычая говорит и св. Шестой вселенский собор в правиле 70-м: «Непозволительно женам во время божественной литургии глаголати, но, по слову апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, яко же и закон глаголет. Аще ли же чесому научитися хотят: в дому своих мужей да вопро-шают» (полный перевод). Отсюда ясно, что Лаодикийский помест-ный собор старался защитить целость и неприкосновенность апо-стольского учения, а не разрушать его, как это сделала ваша церковь по отношению к апостольским преданиям. Вот поэтому-то я и ска-зал, что ваша церковь сделала не то же самое, что сделано св. Лаодикийским собором. Итак, и этот пример, как вы видите, не оправды-вает реформ Никона, бывшего патриарха.

Новообрядец: Да, к сожалению, я вижу, что и этот при-мер, действительно, доказывает только то, что древняя Церковь строго следила, чтобы не было ни малейшего нарушения апо- стольского предания. Но все-таки я и на этом не остановлюсь, а буду приводить еще примеры.

Старообрядец: Хорошо, приводите, я этому очень рад. Побеседуем.

Новообрядец: Читаю пятое правило святых апостол: «Епископ, или презвитер, или диакон, да не изгонит жены своея под видом благоговения. Аще же изгонит, да будет отлучен от об-щения церковнаго: а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священнаго чина». Вот видите, это правило гласит, что если епископ изгонит жену свою, то подлежит отлучению, следователь-но, он (т. е. епископ), должен быть женатый. А Шестой вселенский собор в 12 правиле пишет как раз наоборот: «Аще же кто (из епи-скопов) усмотрен будет сие творящий (т. е. продолжающий и по рукоположении жить со своею женою), да будет извержен» (пол-ный перевод). Если бы церковь не имела права отменять предания апостольские, то и Шестой вселенский собор не отменил бы пятое правило святых апостол. Этот пример как нельзя лучше оправды-вает нашу церковь в отмене некоторых преданий и обрядов.

Старообрядец: Прежде всего я должен вам заметить, что вы несправедливо говорите, что будто св. Шестой вселенский со-бор отменил пятое правило святых апостол. Это неправда; в 12 правиле Шестого собора прямо сказано: «Сие же глаголем не ко отложению или превращению апостольского законоположения».

Новообрядец: Виноват, я выразился неосмотрительно, но все же от этого положение дела не изменяется. Факт отмены если не правила, то самого предания (а это еще важнее) о епископских женах все же остается фактом.

Старообрядец: Чтобы беспристрастно разобраться в этом вопросе, нам необходимо установить следующее: предание ли апостольское жить епископам вместе со своими женами? Не потрудитесь ли дать ответ на этот очень важный вопрос, но толь-ко на основании учения апостольского.

Новообрядец: О, с удовольствием. Апостол Павел пишет к Тимофею: «Верно слово: аще кто епископства хощет, добра дела желает. Подобает убо епископу быти непорочну, единыя жены мужу» (1 Тим., 3, 1, 2). Вот и ответ на ваш вопрос.

Старообрядец: Действительно, это изречение апостола было бы ответом на мой вопрос, если бы не было здесь слова «единыя», но при наличии этого слова нельзя признать его удов-летворительным ответом на поставленный вам вопрос.

Новообрядец: Какое же значение и какой смысл имеет у апостола слово «единьм»?

Старообрядец: Отвечаю вам словами блаженного Феодорита, епископа кирского: «Хорошо, по моему мнению, сказано: единыя жены мужу. Ибо в древности иные, и язычники, и иудеи, имели обычай по закону брака жить вместе с двумя, тремя и более женами» (ч. VII, стр. 685 и 686), Соблюдающих же плот-скую чистоту в то время без труда невозможно было и найти. Отсюда видно, что словом «единыя» апостол указал на то, чтобы не могли пройти в епископы двоеженцы или даже троеженцы.

Новообрядец: Я с этим согласен, что слово «единыя» так и нужно понимать, но одну-то жену все-таки апостол здесь пове-левает обязательно иметь епископу, на чем я именно и стою.

Старообрядец: Нужно быть очень осторожным в толкова-нии священного Писания и самое лучшее самим его не толковать, а следовать толкованию учителей Церкви, как об этом постановлено св. Шестым вселенским собором: «Аще будет исследуемо слово Пи-сания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяют-ся» (19 правило полного перевода). Руководствуясь сим мудрым определением святого собора, я в опровержение ваших последних слов прочитаю слова св. Иоанна Златоуста, толкование его на те же приведенные вами слова апостола Павла к Тимофею: «Апостол ска-зал: подобает епископу быти единыя жены мужу, — сказал не по отношению к настоящему времени: ибо это ныне в Церкви уже не соблюдается, так как епископу прилично украшаться совершенною святостию и чистотою; но сказал так потому, что у иудеев и еллинов, преданных невоздержанию, самым великом делом почиталось и то, чтобы иметь только одну жену. Итак, апостол не закон положил, а только оказал снисхождение к браку и понятиям людей своего вре-мени». То же самое говорит и Матфей Властарь: «Божественные отцы Шестого собора в 12-м правиле совершенно воспрещают ар-хиереям сожительствовать после рукоположения с женами, которые с ними сочетались законами брака прежде рукоположения, и говорят: "не ко отложению того, что законоположено священными апостола-ми в пятом правиле, сие определяем, но прилагая попечение о преус-пеянии Церкви на лучшее". Ибо божественные апостолы вначале, когда церковь при коснении иудеев и еллинском суеверии, оставляла желать лучшего, позволили пользоваться некоторыми отцовскими обычаями. Ибо иудейские и еллинские архиереи не разлучались со своими женами, а иные говорят, и архиереям, проводящим свою жизнь в строгом целомудрии, должно воздерживаться от общения не только с чужими, но и со своими женами, чтобы сие не оставляло подручным их какого-либо повода к соблазну, и приводят апостоль-ское (изречение): «Безпреткновенни бывайте иудеем и еллином, и Церкви Божии», и прочее (1 Кор., 10, 31-33); потом не уважающим постановления сего правила в наказание полагают извержение» («Синтагма» Матфея Властаря, т. 17, стр. 135). Итак, согласны ли вы с толкованием св. Златоуста на приведенные вами слова апостола и Матфеем Властарем?

Новообрядец: Да, согласен, и беру назад свои слова, что апостол повелевает обязательно иметь епископу жену.

Старообрядец: Благодарение Господу Богу, что мы с вами установили, что жить епископам со своими женами не есть предание апостольское, а терпимо было апостолами такое сожительство по снисхождению к людям того времени. Теперь я считаю необходи-мым вместо того, чтобы говорить своими словами, прочитать отно-сительно согласования пятого апостольского правила с двенадцатым Шестого вселенского собора по книге «Пидалион» (греческая Корм-чая) следующее: «Правило о безженстве епископов действовало, только не как вселенское, и прежде Шестого собора. Это видно: а) из Златоуста, который, объясняя слова апостола: «единыя жены муж», говорит: это сказано апостолом не как закон на будущее время, но по снисхождению к тогдашнему положению церкви... Тоща у блудных язычников за великое почиталось и то, чтобы иметь одну жену; но архиерей должен быть украшен совершенною чистотою и святостию»; б) Из карфагенского собора 4 и 33 правил, повелевающих епископам, презвитерам и диаконам воздерживаться от жен. Частное постановление карфагенской церкви Трульский собор возвел отно-сительно епископов в закон для всей Церкви и не встал этим в про-тиворечие ни с пятым апостольским правилом, ни со словами апо-стола Павла («единыя жены»)... а) потому что апостолы позволяли епископам быть женатыми, но не предписывали. Трульский собор ввиду процветания жизни христиан узаконил безбрачие епископов как средство для возвышения жизни их самих; б) апостольское пра-вило воспрещает епископам отлучать от себя жен против (лишь) желания их, но не препятствует разлучаться с ними по общему согласию» (с. 193). Для согласования указанных вами правил каза-лось бы достаточно прочитанного, но чтобы для вас было более убедительно, я вынуждаюсь еще прочитать из книги богослова и канониста вашей церкви об этих же правилах следующее: «На Трульском соборе в первый раз находим положительное правило, чтобы епископы разлучались со своими супругами, которых имели прежде, или чтобы были безбрачны. Но внимательное разсмотрение правила в том самом виде, как оно изложено на соборе, с дополнени-ем других несомненных свидетельств, дает видеть здесь не столько новое установление VII века (когда был Трульский собор), сколько утверждение одного из древнейших и преимущественно уважаемых в Церкви преданий. Поводом к изложению правила на соборе по словам самих отцов собора было то, что "в Африке, в Ливии и в других местах некоторые из епископов по совершившемся над ними рукоположении не оставляли жить со своими супругами". Это заме-чание собора показывает, что безженство епископов составляло уже общий обычай, или предание, Церкви, от которого отступление было только частное, в некоторых местах, и притом производило соблазн в Церкви. Обращаясь к первоначальным правилам церковным, мы видим, что апостольские правила запрещали всем священнослужи-телям (не исключая и епископов) изгонять от себя жен под видом благочестия (апост. 5). Но такие правила объясняются обстоятельст-вами времени, когда духовное сословие недостаточно еще отделя-лось от других и не вполне образовалось, так что в клир допускаемы были лица из всех званий и состояний; а особенно трудно было в первые века из новообращенных язычников и иудеев находить лю-дей, соблюдавших девство в зрелом возрасте или безбрачных. При-том, с одной стороны, иудейские и языческие обычаи допускали свободный развод между супругами, что противно было духу хри-стианства, а с другой стороны, в самом христианстве были секты, как, например, секты енкратитов и маркионитов, которые именно под предлогом чистоты и благочестия гнушались браком и требовали разводов. Между тем, другое апостольское правило (51) говорит: "Аще кто епископ или презвитер удаляется от брака, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения браком, как злом, или да ис-правится, или да будет извержен". Следовательно, правило, осуждая только гнушение браком, допускает удаление от брака ради подвига истинного воздержания. Равным образом и церковная история, и правила Церкви положительно свидетельствуют, что как подвиги девства и воздержания вообще, так и соблюдение их в священном сане, особенно епископом, заимствованы от апостольского преда-ния. Так говорит собор Карфагенский (419 г.) в одном из своих пра-вил: "Заблагоразсуждено, чтобы епископы чрез самое посвящение обязанные узами чистоты, как прилично святым и священникам Божиим, воздержны были во всем, дабы от апостолов преданное и от самыя древности содержимое и мы соблюдали; и потому разсуждено, чтобы епископы хранили целомудрие и воздерживались от жен" (правила 3 и 4). Хотя также нет сомнения, что в первые века некоторые епископы посвящены были из женатых презвитеров, но после рукоположения большая часть из них уже прерывала брачный союз с женами; а несомненно и то, что в этот сан (епископский) преимущественно были избираемы лица, не связанные браком и отличные подвигами девства и воздержания. Примеры — все вели-кие святители древней христианской Церкви. Это подтверждается и тем, что лицам, вступившим в клир безбрачными (исключая только чтецов и певцов), совершенно запрещалось после рукоположения вступать в брак (26 правило святых апостол), и тем еще, что таким лицам также строго воспрещалось иметь у себя в доме лиц женского пола под каким бы то ни было предлогом, кроме только матери, се-стры и других ближайших родственниц (Первого вселенского собора правило 3). На соборе Никейском уже была мысль об утверждении постоянного правила, чтобы епископы были безбрачны, а прежде сочетавшиеся браком разлучались со своими супругами; только как некоторые предлагали распространить это правило на всех клириков, собор, по совету святого Пафнутия, одного из египетских епископов, (который сам был девственником и пустынножителем), не решился возлагать на всех это бремя, не для всех удобоносимое. Потому со-бор ограничился только общим правилом, чтобы священные лица, остающиеся вне брака, оставались вне его навсегда и не держали у себя в доме женского пола, кроме вышеуказанных лиц. Но обычай имел силу правила, и епископы преимущественно были избираемы из безбрачных, или, если имели супруг прежде своего рукоположения, то оставляли их по принятии сана. Император Юстиниан Великий (VI в.), утверждая правила церковного благочиния, дает силу закона, касательно избрания епископов, и тому правилу, которое он называет древним и отеческим, чтобы в епископы избираемы были лица мо-нашествующие, или если из белого духовенства, то не имеющие жен, или, по крайней мере, детей, чтобы после рукоположения бес-препятственно могли оставлять своих прежних супруг. Это установ-ление было подтверждено несколько раз (см. сего же собора правило 48). Итак, Трульскому собору принадлежит собственно (только) то, что древнее предание и обычай Церкви, равно и частные повре-менные постановления о безбрачии епископов, он обратил в общее, постоянное правило для всех мест и времен православной Церкви. Вследствие сего, так как при поставлен™ женатых презвитеров в епископский сан необходимое разлучение их с супругами не могло быть без многих затруднений, не могло быть и без собственного их взаимного согласия, чтобы иначе не противоречить правилам апо-стольским (5 правилу святых апостол) и общим законам христиан-ского супружества, то принято Церковью за правило, чтобы в епи-скопский сан возводить монашествующих» («Опыт курса церковно-го законоведения» Иоанна Смоленского, стр. 359-364). Итак, из про-читанных свидетельств ясно усматривается, что хотя в древности и были случаи сожительства епископов с женами, но это делалось не по преданию апостольскому. Да и могло ли быть такое предание от святых апостолов, когда сами они оставили все и пошли вслед своего Учителя, как это видно из самого св. Евангелия: «Тогда отвещав Петр, рече Ему: се мы оставихом вся и вслед Тебе идохом: что убо будет нам; Исус же рече им: аминь глаголю вам, яко вы шедшии по Мне, в паки бытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома» (Мф., 19, 27-28). Таким образом, положи- тельно выяснилось, что Шестой вселенский собор 12 правилом не пре-дание апостольское отменил, но запретил усмотренное им отступле-ние от всеобщей практики св. Церкви, имеющей свое начало от святых апостолов. Ваша же господствующая церковь запретила на соборах не отступление, а соблюдение предания святых апостолов, и потому и этот пример только осуждает вашу церковь, но ничуть не оправдывает.

Новообрядец: Как ни убедительно вы доказываете, что епископы в древнее время жили со своими женами не по преда-нию апостольскому и, пожалуй, с вашими доводами можно со-гласиться, но я вам докажу, что даже сами апостолы, будучи на проповеди, продолжали сожительство со своими женами.

Старообрядец: Вот как! Где же это вы такое свидетель-ство отыскали?

Новообрядец: Я вижу, что вы начинаете уже насмехаться надо мной, когда с таким как бы удивлением спрашиваете: где я такое свидетельство нашел, что апостолы, будучи на проповеди, продолжали жить со своими женами, а сами, будто, этого свиде-тельства и не знаете!

Старообрядец: Простите Бога ради, но я говорю вам серьезно, а не в насмешку. Прошу указать: где написано такое свидетельство?

Новообрядец: Слушайте, что апостол Павел к коринфянам пишет: «Мой ответ востязующим мене сей есть: еда не имамы власти ясти и пита; еда не имамы власти сестру жену водити, яко и прочии апостоли, и братия Господня, и Кифа» (глав. 9, ст. 4 и 5). Вот вам ясное свидетельство, что апостолы, хотя и не все, и во время проповеди жили со своими женами. Я никоим образом не могу допустить, чтобы вы не знали этого свидетельства.

Старообрядец: Справедливо вы сказали, что это свиде-тельство мне известно, но несправедливо утверждаете, что отсю-да видно, что апостолы и во время проповеди жили вместе со своими женами. Я уже имел случай сделать вам предостережение относительно исследования св. Писания, что толковать его толь-ко так должно, как протолковали святые отцы и учители Церкви (см. 19 правило Шестого вселенского собора); это же самое я повторяю вам и теперь. Итак, посмотрим, как это место объяс-няют святые отцы. Блаженный Иероним пишет против Иоавиниана следующее: «В силу этого положения Петр и прочие апосто-лы, — говорю это, излишне уступая ему (Иоавиниану), — хотя имели жен, но тех, которых пояли в то время, когда не знали Еван-гелия. Взятые впоследствии на апостольство, они оставляют брачную обязанность. Ибо когда Петр от лица апостолов сказал Господу: се мы оставихом вся и вслед Тебе идохом. Господь отве-чал ему: "Аминь, глаголю вам: всякий, кто оставит дом, или роди-телей, или братьев, или жену, или детей царствия ради Божия, получит гораздо больше в веке сем, и в веке будущем жизнь веч-ную" (Мф., 19, 27). А если в доказательство того, что все апо-столы имели жен, он противопоставит нам: еда не имамы вла-сти "женщин или жен "водити, яко и прочие апостоли и Кифа, и братия Господни, — то пусть он прибавит и то, что стоит в грече-ских кодексах: еда не имамы власти «сестер, женщин или жен» водити; — из чего видно, что он сказал о других святых женщи-нах, которые по иудейскому обычаю служили учителям из своего имения; как мы знаем, это часто делалось и самому Господу. Это показывает и порядок речи: еда не имамы власти ясти и пити или сестер жен водити (1 Кор., 9, 5). Когда прежде говорится о ядении и питии и о распоряжении расходами, и здесь же упоминается о женщинах-сестрах, то, очевидно, должно разуметь не жен, а тех, как мы сказали, которые служили от своего имения. Это и в Ветхом Законе пишется о той сунамитянке, которая имела обыкновенно принимать Елисея и давать ему стол и хлеб, и светильник, и про-чее. И, конечно, если мы в γυναικες разумеем жен, а не женщин, то прибавление сестер уничтожает жен и показывает, что это были сестры по духу, а не супруги» (ч. 4, стр. 168-169).

Преподобный Иосиф Волоколамский пишет: «Видиши ли, како святии апостоли девство и чистоту любляху и до смерти о сем пострадаша. И аще царем и князем, и вельможам, и не токмо мужем, но и женам повелеваху чисто и целомудренно житие жити, и мужем совещеваху от своих жен отлучатися, и женам от своих мужей отступати, чистаго ради целомудреннаго жития: то кольми паче сами чисто и целомудренно и безженно житие живяху. И аще бы сами с женами жили, то како инем совещеваху от жен отлучатися, и чистое и целомудренное житие жити, яко же свидетельствуют прежде реченная словеса. А еже святый апостол Павел глаголет: еда не имам власти сестру жену водити (1 Кор., 9, 5): се рече о добре верующих женах, иже последоваша апо-столом и служаху им в проповеди евангельстей, яко же и Христу послужиша прежде. Того ради и апостол нарицает их сестры, глаголет бо: еда не имам власти сестру жену водити» («Просве-титель», слово 11). В согласие с этим пишет в толковании на эти же слова апостола и блаженный Феодорит Кирский: «Сие же сестру жену водити, иные толковали так, что как за Господом следовали верные жены, снабжавшия учеников необходимою пищею (Лк., 8, 3), так и за некоторыми апостолами следовали жены, которые показывали в себе горячую веру, привязаны были к их учению и содействовали божественной проповеди» (ч. VII, стр. 228-229). То же самое свидетельствуется и в книге «Руково-дство к изъяснительному чтению книг Нового Завета»: «"Еда не имамы власти сестру жену водити". Это место разными толкова-телями понимается различно. Обыкновенно представляют так, что апостол говорит здесь о власти иметь жену, быть женатым на сестре — христианке, как другие апостолы, как братья Господни и как Кифа, о котором действительно известно, что он был женат (Мф., 8, 14). На греческом ----- не то же значит, что латинское ducere uxorem — жениться, но водить жену в качестве спутницы. За апостолами, как за Исусом Христом, ходили женщи-ны, которые помогали им от имений своих и разделяли с ними труды проповеди; но апостолы Павел и Варнава отказывались от вспомоществования таких женщин, хотя, подобно другим апосто-лам, могли бы иметь их при себе. Апостол спрашивает: разве он один и Варнава не имеют права иметь спутницами женщин из сестер, т. е. из христианок?» (стр. 210 и 211). Это последнее свиде-тельство хотя принадлежит не святому отцу, но ввиду полного его согласия с вышеприведенными святоотеческими свидетельствами, оно не представляется излишним, тем более, что книга эта издана с разрешения духовной цензуры вашей господствующей церкви. Из приведенных святоотеческих и других свидетельств следует, что «сестер жен» у апостола Павла должно разуметь не супруг, а спут-ниц, содействующих апостольской проповеди.

Новообрядец: Да, действительно, теперь я вижу, что св. Писание по своему разуму толковать нельзя, а должно следовать толкованию святых отец; в противном случае можно впасть в заблуждение. Но как бы то ни было, а я опять пойду дальше и буду приводить еще примеры из быта древней Христовой Церкви и во что бы то ни стало докажу, что наша церковь господствую-щая не лишилась православия чрез отмену некоторых преданий и обрядов, бывших в употреблении до патриарха Никона.




Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 271
Зарегистрирован: 22.10.06
Откуда: Латвия, Екабпилс
Рейтинг: 2

Замечания: За развязанный тон.
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.07 23:59. Заголовок: Re:


Сергий
Отсутствие упоминания о «монархическом епископате» в более ранних источниках можно объяснить тем, что для христианских авторов того времени такая иерархия — один епископ в каждой поместной церкви — была единственной логически возможной формой организации Церкви, формой настолько очевидной, что она не заслуживала особого упоминания. Она была не каким-нибудь «дополнительным постановлением», а естественным следствием евхаристической природы Церкви, требующей, чтобы во главе общины стоял человек, воспроизводящий собою образ Спасителя.
Сергий, я неоспариваю очевидное, что касается разделения степеней священства, но вроде женатые епископы имели место быть и после 4 века.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2235
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.07 00:06. Заголовок: Re:


о.Василий В. пишет:

 цитата:
Отсутствие упоминания о «монархическом епископате» в более ранних источниках можно объяснить тем, что для христианских авторов того времени такая иерархия — один епископ в каждой поместной церкви — была единственной логически возможной формой организации Церкви, формой настолько очевидной, что она не заслуживала особого упоминания. Она была не каким-нибудь «дополнительным постановлением», а естественным следствием евхаристической природы Церкви, требующей, чтобы во главе общины стоял человек, воспроизводящий собою образ Спасителя.


Это не цитата ли из Мейендорфа (из сборника "Живое предание")?
о.Василий В. пишет:

 цитата:
но вроде женатые епископы имели место быть и после 4 века.


Зрите пост, чуть выше.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 592
Зарегистрирован: 16.02.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.07 12:58. Заголовок: Re:


А что здесь обсуждать? Естественно епископ в браке состоять не может. Или кто-то желает подвергнуть официальной ревизии Вселенское законодательство? На мой взгляд, с нас всех достаточно тех нарушений, которые мы и так допускаем в повседневной жизни.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 455
Зарегистрирован: 21.12.05
Откуда: Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.07 13:28. Заголовок: Re:


САП пишет:

 цитата:
один епископ в каждой поместной церкви — была единственной логически возможной формой организации Церкви


насколько помню, приблизительно до 13 века (те еще некоторое время после великой схизмы) понятия Церковь и епархия/диоцез понимались как абсолютно изоморфные. т.е. все, что устанавливалось для Церкви в целом, устанавливалось и для отдельной епархии, и наоборот

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 23 , стр: 1 2 Все [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет