Автор | Сообщение |
|
| |
Пост N: 590
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг:
4
|
|
Отправлено: 11.06.07 11:09. Заголовок: О животворящем кресте
У меня имеются два старинных литых креста. Один с пилатовым титлом IНЦI и с голубем, другой надписью IC ХС Царь Славы и с изображением нерукотворного образа. Я знаю, что поморцы не признают крест с пилатовым титлом. Но я почитаю одинаково оба изображения, так делали и мои предки, поскольку оба креста достались мне от них. Но недавно у меня в гостях был наш белокриницкий старообрядец и увидев кресты сказал: "Что у нас старообрядцев-поповцев признается только крест с голубем, а другой крест- богоборческий, и что его признают только поморцы". Я то человек некнижный, просто думал, что существует две традиции изображения крестов, обе каноничные. И оба достойны поклонения. Прошу знатоков древности прояснить ситуацию?
|
|
|
Ответов - 50
, стр:
1
2
3
Все
[только новые]
|
|
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 11.06.07 12:38. Заголовок: Re:
Среди белокриницких старообрядцев большее распространение имеет крест с изображением голубя, хотя во многих домах чад РПСЦ доводилось встречать и кресты с Нерукотворенным образом.
|
|
|
|
| |
Пост N: 292
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 11.06.07 12:57. Заголовок: Re:
Ваш знакомый ошибается. И не один он, увы. Чисто в церковно-археологическом плане изображение Распятия со Спасовым образом наверху гораздо древнее. Крест с Саваофом до 16 века вообще не встречается, насколько мне известно. Также очень известен древний же вариант: Крест с херувимом наверху. Кстати, именно таковы, по традиции, иноческие кресты постригальные. Мы уже не говорим сейчас про прямое запрещение 6-го Вселенского собора изображать Бога-Отца в виде Ветхого деньми... Если даже мы (почему-то) не придерживаемся его строго, то какое это дает нам право осуждать тех, кто, в согласии с этим каноном, не изображает Ветхого деньми на распятии?
|
|
|
|
Отправлено: 12.06.07 01:41. Заголовок: Re:
KALUGER пишет: цитата: | Я знаю, что поморцы не признают крест с пилатовым титлом. |
|
Это не совсем верно. В среде староверов-поморцев иногда встречаются распятия с пилатовым титлом и с Саваофом. Особенно в регионах где поморцы соседствуют с часовенными и поповцами. Говорить, что поморцы отрицают или не признают такие Распятия не верно. Вот цитата из постановления Первого Всероссийского Собора поморцев в 1909 году: "Титла IНЦI Пилат писал от себя, как сказано во св. Евангелии словами Пилата: "еже писах - писах". Но не следует враждебно относиться к братиям по вере, которые по стародавнему обычаю принимают кресты с титлами и изображением Отчего Образа и Святаго Духа." В другом месте сказано о том, чтобы таких крестов (с титлом) не производить и не распространять, но если у кого они дома есть то не зазирать. А вот сочинение Игнатия Соловецкаго о пилатовом титле: http://starover.boom.ru/ignatij.html
|
|
|
|
| |
Пост N: 78
Зарегистрирован: 13.11.06
Откуда: Латвия, д-Обелешки
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 12.06.07 02:07. Заголовок: Re:
На всех древних крестах пилатово титло ИНЦИ не писалось, не на Руси, не в Византии. На кресте Саввы Черногорца были титла "ИС - ХС" "СН - БЖИЙ", На Западе была принята Пилатова титла на латыни INRI. Она попала и на Русь, Такой крест появился до Никона, но в значительно позднее время и очень редко встречалились. Основатель федосеевцев имел такой крест, а в Соловецком монастыре таких крестов вообще не видели, и поморцы на Выгу категорически такие кресты отвергали. Выговцам удалось убедить федосеевцев на соборе в том почему нельзя почитать крест с пилатовой титлой: 1) т. к. Пилат этой титлой надсмеялся над Христом; 2) в древней церкви не нашли не одного такого креста; 3) Феодосий ссылался на древний Новгородский крест с пилатовой титлой, но оказалось , что пилатова титла ИНЦИ была написана сверху позднее, и под слоем краски было обнаружено ИС - ХС. В лето 7299 на соборе федосеевцев кресты с пилатовый титлой у федосеевцев были запрещены. Эти кресты с пилатовой титлой повсеместно принято у поповцев и часовенных( Господь Саваоф; Дух святой в виде голубя; Христос, а над ним пилатова титло).
|
|
|
|
| |
Пост N: 306
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 12.06.07 13:46. Заголовок: Re:
Ну, поехало... И на это уходят века.
|
|
|
|
| |
Пост N: 47
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 12.06.07 15:25. Заголовок: Re:
KALUGER пишет: цитата: | "Что у нас старообрядцев-поповцев признается только крест с голубем, а другой крест- богоборческий, и что его признают только поморцы". |
| О, как поповщина в латинство скатилась; мало того, что дораскольную иконографию креста ни во что вменила, еще и латинского голубя почитает.
|
|
|
|
| |
Пост N: 168
Зарегистрирован: 19.04.07
Рейтинг:
-4
Замечания:
|
|
Отправлено: 12.06.07 15:37. Заголовок: Re:
миня пишет: цитата: | О, как поповщина в латинство скатилась; мало того, что дораскольную иконографию креста ни во что вменила, еще и латинского голубя почитает. |
| Миня, за ересь жидовствующих в бан не хочешь?
|
|
|
|
| |
Пост N: 48
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 12.06.07 15:58. Заголовок: Re:
Орешник пишет: а где она?
|
|
|
|
| |
Пост N: 169
Зарегистрирован: 19.04.07
Рейтинг:
-4
Замечания:
|
|
Отправлено: 12.06.07 16:10. Заголовок: Re:
http://www.geocities.com/Athens/Cyprus/6460/oldtest/prosv/prosv05.html Это из Просветителя. Есть роспись Успенского Собора Московского Кремля. Есть соборное решение о четырехчастной иконе. (Дело Висковатого). Есть образ Крещения Господня. И, вообще, Миня, о старообрядчестве нужно иметь практические представления. А то икон не знают, а уже суждения имеют об изображении Святаго Духа
|
|
|
|
| |
Пост N: 170
Зарегистрирован: 19.04.07
Рейтинг:
-4
Замечания:
|
|
Отправлено: 12.06.07 16:12. Заголовок: Re:
|
|
|
|
| |
Пост N: 171
Зарегистрирован: 19.04.07
Рейтинг:
-4
Замечания:
|
|
Отправлено: 12.06.07 16:13. Заголовок: Re:
KALUGER пишет: цитата: | Но недавно у меня в гостях был наш белокриницкий старообрядец и увидев кресты сказал: "Что у нас старообрядцев-поповцев признается только крест с голубем, а другой крест- богоборческий, и что его признают только поморцы". Я то человек некнижный, просто думал, что существует две традиции изображения крестов, обе каноничные. И оба достойны поклонения. Прошу знатоков древности прояснить ситуацию? |
| Всегда почиталось 2 креста. Если уже были споры о четырехчастном (окружное послание), то осьмиконечный до недавнего времени сомнений не вызывал.
|
|
|
|
|
| |
Пост N: 172
Зарегистрирован: 19.04.07
Рейтинг:
-4
Замечания:
|
|
Отправлено: 12.06.07 16:15. Заголовок: Re:
|
|
|
|
| |
Пост N: 49
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 12.06.07 16:26. Заголовок: Re:
Орешник пишет: Речь шла о животворящем кресте, а не об иконах Богоявления. Вы не найдете дораскольного креста с голубем и титлами INЦI
|
|
|
|
| |
Пост N: 173
Зарегистрирован: 19.04.07
Рейтинг:
-4
Замечания:
|
|
Отправлено: 12.06.07 21:36. Заголовок: Re:
миня пишет: цитата: | Вы не найдете дораскольного креста с голубем и титлами INЦI |
| Поэтому, его поповцы, часовенные и спасовцы почитают. Думаю, что найду. 16-17 века точно. Каталога под рукой, к сожалению, нет.
|
|
|
|
| |
Пост N: 311
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 12.06.07 22:25. Заголовок: Re:
миня пишет: О, как поповщина в латинство скатилась Миня, Вы без боя не можете. Левитское сознание нередко склоняется к нетерпимости, это понятно, но соискателю ГУГН можно было бы вести дискуссии и без обязательного привкуса скандала. Речь идет о меднолитых крестах. А оригиналы существующих форм иконографии медного литья очень трудно датировать. Что крест с голубем - более поздний, чем без, с этим все согласны, но время появления этого голубя в медном литье точно указать Вы не сможете так же, как и я. Для этого надо очень хорошо знать материал, а не просто рассуждать. Кресты с Саваофом и Духм Св. в виде голубя почитают все старообрядческие согласия, кроме поморцев, филипповцев и федосеевцев. Значит, это входило в их общую традицию во всяком случае уже до начала 18 века. Традиции, скажем, сохранявшиеся в керженских скитах, и традиции, сохраненные у некрасовцев, - очень разные вещи и развивались отдельно друг от друга еще в дораскольные времена. Но крест с голубем и ИНЦИ имеется и у тех, и у других. И, если уж на то пошло, укажите латинские кресты с голубем. За то некоторые из икон, которые собор митр. Макария оправдал против обвинений дьяка Висковатова при царе Иване Васильевиче, как известно, напрямую восходят к немецким книжным миниатюрам.
|
|
|
|
| |
Пост N: 51
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 12.06.07 23:01. Заголовок: Re:
Симеон пишет: цитата: | без обязательного привкуса скандала. |
| Я думаю, что привкус скандала содержится вот в этой фразе: KALUGER пишет: цитата: | Но недавно у меня в гостях был наш белокриницкий старообрядец и увидев кресты сказал: "Что у нас старообрядцев-поповцев признается только крест с голубем, а другой крест- богоборческий, и что его признают только поморцы". |
| Тут даже первокурсник ГУГНа увидит очковтирательство. Цитирую ресурс, о котором упоминал: «Также поморцы отрицали изображение на крестах Саваофа и святого духа в виде голубя, над распятием они признавали лишь изображение Нерукотворного Спаса, что соответствовало древнерусской традиции в медном литье. Напротив, кресты поповского толка (гуслицкие) характеризуются наличием в верхней части изображения Саваофа и св. духа между ним и распятием Христа. Подобная иконография распятия имеет западное происхождение.» См. http://irisk.vvnb.ru/Krest.htm Симеон пишет: цитата: | Традиции, скажем, сохранявшиеся в керженских скитах, и традиции, сохраненные у некрасовцев, - очень разные вещи и развивались отдельно друг от друга еще в дораскольные времена. |
| Во всяком случае - не в ризнице ТСЛ, ни в ЦАКе, дораскольных крестов с голубем, нету.
|
|
|
|
| |
Пост N: 175
Зарегистрирован: 19.04.07
Рейтинг:
-4
Замечания:
|
|
Отправлено: 13.06.07 08:57. Заголовок: Re:
Песнь о том, что отцы Стоглава насадили на латинство, очень старая.
|
|
|
|
| |
Пост N: 84
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 13.06.07 09:30. Заголовок: Re:
Симеон пишет: цитата: | Мы уже не говорим сейчас про прямое запрещение 6-го Вселенского собора изображать Бога-Отца в виде Ветхого деньми... |
| Так иконы запощенные Евгением Ивановым этому канону противоречат? Или он тоже только к крестам относился?
|
|
|
|
| |
Пост N: 178
Зарегистрирован: 19.04.07
Рейтинг:
-4
Замечания:
|
|
Отправлено: 13.06.07 09:49. Заголовок: Re:
Григорий Ольховиков пишет: цитата: | Так иконы запощенные Евгением Ивановым этому канону противоречат? Или он тоже только к крестам относился? |
| Написанные по повелению благочестивых царей и князей наших. Утвержденные Митрополитом Макарием с сподвижники. А то, как-то уже неудобно.
|
|
|
|
| |
Пост N: 313
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 13.06.07 20:24. Заголовок: Re:
Да, приходится признать, что противоречат. Как и десятки тысяч других подобных икон в России. Получается, что утвердившаяся поместная традиция, которой уже не меньше 600 лет, противоречит канону вселенского собора. Но это не единственный и, думаю, не самый тяжелый случай.
|
|
|
Ответов - 50
, стр:
1
2
3
Все
[только новые]
|
|