Автор | Сообщение |
|
| |
Пост N: 73
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 04.06.07 20:14. Заголовок: Откуда взялось и как стало повсеместным троеперстие?
Имеется в виду - повсеместным в южных и западных автокефальных церквях. Каковы причины его распространения? Где впервые встречается мнение об обязательности троеперстия? КОГДА это произошло? С какими ересями, по мнению староверов это связано и связано ли вообще? Особенно интересует многообразие альтернативных объяснений. Встречал мнение о происхождении троеперстия от папы Формоза. Насколько убедительно это с точки зрения современных староверов?
|
|
|
Ответов - 50
, стр:
1
2
3
Все
[только новые]
|
|
|
| |
Пост N: 4
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 04.06.07 21:06. Заголовок: Re:
Троеперстие было придуманно при папе Иннокентии III в XIII веке, первоначально, как перстосложение для благословения. С Русью оно стало контактировать через западные окраины в XVI веке, а на украине распространяться через Греков-латынников. К 1653г. троеперстие было в Греческой церкви, как находящейся в сильной зависимости от латинской конгрегаций по делам Константинополя в Риме.
|
|
|
|
| |
Пост N: 74
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 04.06.07 21:08. Заголовок: Re:
Но почему тогда ныне среди латин троеперстие не принято, а крестятся всей пятерней, как правило? И где можно подробнее прочитать (в осн. доказательства) об изложенной Вами точке зрения?
|
|
|
|
| |
Пост N: 5
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 04.06.07 21:22. Заголовок: Re:
Трактат Иннокентия III De sacrificii Missae, lib. II, cap. xlv. Описанное обязательно для клириков и так должны поучаться Катехумены и так должно быть описано Крестное знамение в Катехизисах. О хождении троеперстия до 1653г. читайте Стоглав, Арсения Суханова.
|
|
|
|
| |
Пост N: 661
Зарегистрирован: 24.08.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
-2
Замечания:
|
|
Отправлено: 04.06.07 21:29. Заголовок: Re:
|
|
|
|
| |
Пост N: 6
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 04.06.07 21:53. Заголовок: Re:
"А святой Кирилл Иерусалимский, также отец четвертого века, учил совершать крестное знамение перстами, всего вероятнее тремя " см -http://kds.eparhia.ru/bibliot/makariy/gl_6/3/ Если бы "скорее всего" это было бы отражено в памятниках живописи того времени. Напротив, синайская Икона Спасителя VI века написана с двуперстием. Подчеркиваю, что даже в европейском религиозном искусстве двуперстие сохраняется до конца XII века.
|
|
|
|
| |
Пост N: 662
Зарегистрирован: 24.08.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
-2
Замечания:
|
|
Отправлено: 04.06.07 21:57. Заголовок: Re:
миня Грубо говоря, вплоть до начала ренессанса, будь он неладен?
|
|
|
|
| |
Пост N: 8
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 04.06.07 22:00. Заголовок: Re:
Получается так. Иннокентий жил в эпоху, когда из пыли монастырских библиотек стали вытряхивать языческие и каббалистические трактаты, что взорвало католический мир эпохи крестоносного пафоса и клюнийских экспериментов.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 951
Зарегистрирован: 28.02.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
7
|
|
Отправлено: 05.06.07 10:38. Заголовок: Re:
Григорий Ольховников пишет: цитата: | Встречал мнение о происхождении троеперстия от папы Формоза. Насколько убедительно это с точки зрения современных староверов? |
| На мой взгляд вполне убедительно. Это посл. гг. 9 в. Только убили его(помимо прочего), и усекли три персты за благословение, а не за то, что сам себя так осенял. Римляне им были возмущены. Он антипапой считается... Из сего делаем вывод, что троеперстие тогда даже в Риме было невиданным новшеством. Значительное его распространение(где-то на рубеже 12/13 в.), в том числе и на Ближ.Востоке, действительно связано с именем Иннокения III и крестоносцами. После образования в 1204г. на руинах Визаннтии Латинской империи получило распространение средь греков и болгар. Часть сербов молилась двуперстно до 17в. К грузинам троеперстие попало через генуэзские колонии в ту же эпоху(13-14вв.). Была, правда, попытка Кахетского царя Александра II реставрировать старину Церковную по московскому образцу, но он в 1605г. был убит(грузинами признается святым) по приказу шаха Аббаса Великого, боявшегося усиления царя, а возм. и его русофильства, и попытка осталась без последствий. Первое упоминание о щепоти в связи с Западной Русью(так "крестились" в свите болгарина митр.Григория Цамблака) в 15в. Но для местных тогда это было дичью. Распространилось в 16- перв.пол.17вв. Интересно, что Формос был из Порту(португальская Галисия), т.е. с Иберийского п-ва, откуда и филиокве выползло. Случайность ли?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 952
Зарегистрирован: 28.02.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
7
|
|
Отправлено: 05.06.07 10:42. Заголовок: Re:
Миня. пишет: цитата: | Получается так. Иннокентий жил в эпоху, когда из пыли монастырских библиотек стали вытряхивать языческие и каббалистические трактаты, что взорвало католический мир эпохи крестоносного пафоса и клюнийских экспериментов. |
| Да. Та ещё эпоха: Франтишек Ассизский... Вообще латинское харизматство зацвело пышным цветом. Гуманизьм...
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 957
Зарегистрирован: 28.02.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
7
|
|
Отправлено: 05.06.07 11:52. Заголовок: Re:
Вообще 13в.: разгром запад.варварами Византии, а монголами православных Руси, Грузии, Алании, Болгарии, а так же Венгрии, Кит. имп. ... Разгром латынниками православных княжеств Ерсика, Куконос(Кокнесе) и Талава(в совр. Латвии), захват Юрьева. Лионская уния. Ближневосточные унии. Победа папства в вековой борьбе со Штауфенами и гиббелинами. Победа папства в альбигойских войнах и над народными движениями(флагелланов, "бедных братьев"...). Век побед монголов и папства. Начало гуманизма, раннесанса, "новой поэзии". "Новая духовность" новых орденов(францисканцев, доминиканцев, клариссок...). Латинствующие Палеологи... Жуть!
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 959
Зарегистрирован: 28.02.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
7
|
|
Отправлено: 05.06.07 13:25. Заголовок: Re:
Считается, что двуперстие сохранилось в среди ассирийцев, в АЦВ. Но значительная часть ассирийцев ещё в 16-17 вв. перешла в Халдейскую унию с Римом, у них активно работали миссии лазаристов(орден) и т.п., так что они молятся как латынники. Большая часть остальных(до 500, а то и 600 тыс. из где-то 800) были вырезаны в 1915г. курдами, значит. часть оставшихся дорезана в 1933г., а остальные рассеялись по свету быстро теряя идентичность и воспринимая латынские и/или никониянские обычаи. До 1915-зо-х гг. очевидно и было у них двуперстие. Большая часть московских до освящения недавно храма АЦВ ходила в обычные никониянские храмы. Некоторые придерживаются двоеверия и по сей день и причащаются то в РПЦ МП, то в АЦВ. М.храм принадлежит к новостильной "американской иерархии", но, пока, в нём служат по Старому календарю. Плюс к этому влияние Селезёва, никониянина, ярого аппологета несториянства, естественно не жалующего двуперстие. Но, сказывают, в том числе одна айсорка, что в Ашуре(горная местность на Сев. Ирака, близ Мосула, до зо-х место компактного проживания, праодина современ. ассирийцев) продолжали использовать двуперстие в храмах АЦВ, не унеятских, даже до войны. Но после падения Хуссейна(Тарик Азиз- халдей(ассир.-унеят)) християнское население истреблено, бежало или прячется. Так что вряд ли кто-что осталось(до войны было в Ираке(из 125 с халд.) до 80 тыс. членов АЦВ, принадлежавших к двум, старостильной, католикоса Фаддея, и новостильной, к.Дынхи, иерархий). Сейчас, я думаю, считанные тысячи. Зная своеобразную этнорелигиозность сего племени, не думаю, что древнее перстосложение сохранится. Да и зачем оно несторияном? Но как свидетельство(несторияне отделились от Церкви в 430-х) интересно.
|
|
|
|
|
| |
Пост N: 1218
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 05.06.07 13:46. Заголовок: Re:
У меня друг ассириец, нужно спросить как он крестится
|
|
|
|
| |
Пост N: 75
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 06.06.07 15:49. Заголовок: Re:
миня пишет: цитата: | Троеперстие было придуманно при папе Иннокентии III в XIII веке, первоначально, как перстосложение для благословения. |
| а как так вышло, что перстосложение для благословения стало использоваться для знаменования, причем не самими латинами, а латинствующими христианами восточного обряда?
|
|
|
|
| |
Пост N: 77
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 06.06.07 16:01. Заголовок: Re:
Аверкий пишет: Не слишком вдохновляет на серьезное отношение к "древлеправославию". Есть ли какая-то староверская критика этих аргументов?
|
|
|
|
| |
Пост N: 1250
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 06.06.07 16:22. Заголовок: Re:
Григорий Ольховиков пишет: цитата: | Не слишком вдохновляет на серьезное отношение к "древлеправославию". Есть ли какая-то староверская критика этих аргументов? |
|
"А во-вторых, увидим, что по внутреннему смыслу двуперстное перстосложение старается совместить в себе оба православные перстосложения, ибо учит слагать и три перста во имя Пресвятой Троицы, согласно с троеперстным, и два перста во имя Иисуса Христа или двух естеств в Нем, согласно с именословным." А разве у никониян не также? Сами себе яму роют
|
|
|
|
| |
Пост N: 1252
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 06.06.07 16:35. Заголовок: Re:
Кстати есть ли источники, что 3 последних перста нужно слагать в честь Троицы? Везде говориться о 2 перстах. Не потому ли на древних иконах и статуе Петра последние 3 перста сложены не так как сейчас слогаем мы?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 960
Зарегистрирован: 28.02.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
7
|
|
Отправлено: 06.06.07 18:12. Заголовок: Re:
епархия.ру пишет: цитата: | "А святой Кирилл Иерусалимский |
| Св.Кирил Иеросалимский, сколь помню, писал, что крестное знамение ЗНАМЕНУЕТ ВЕРУ В ХРИСТА РАСПЯТАГО. Причём же здесь "скорее всего троеперстно"?
|
|
|
|
| |
Пост N: 30
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 18:31. Заголовок: Re:
Григорий Ольховиков пишет: цитата: | что перстосложение для благословения |
| Сами католики развили потом троеперстие в пятиперстие. Так что не факт, что для знаменования они не употребляли троеперстие в то время, когда оно утвердилось в восточных церквах и шляхетской украине.
|
|
|
|
| |
Пост N: 78
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 06.06.07 18:35. Заголовок: Re:
миня пишет: цитата: | Так что не факт, что для знаменования они не употребляли троеперстие в то время, когда оно утвердилось в восточных церквах и шляхетской украине. |
| В приведенной выше ссылке на епархию.ру упоминается греческий полемический документ против латин (13век) что они дескать не знаменуются троеперстием. Так если тот документ подлинный то это предположение не верно.
|
|
|
|
| |
Пост N: 31
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 18:44. Заголовок: Re:
Григорий Ольховиков пишет: цитата: | Так если тот документ подлинный |
| Вот фото статуи Св. Петра с троеперстием, сделанной в XIII веке и покрупнее
|
|
|
|
| |
Пост N: 79
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 06.06.07 18:52. Заголовок: Re:
Гм. Тапками не кидайте, но на двуперстие больно похоже...
|
|
|
|
|
| |
Пост N: 32
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 19:02. Заголовок: Re:
Григорий Ольховиков пишет: цитата: | что они дескать не знаменуются троеперстием |
| А Вы не принимаете в рассчет то, не сохранилось ни одного греческого изображения троеперстия в указанный период и до него?
|
|
|
|
| |
Пост N: 1255
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 06.06.07 19:21. Заголовок: Re:
миня пишет: цитата: | Вот фото статуи Св. Петра с троеперстием, сделанной в XIII веке |
|
вообще то статуя Петра с двуперстием...нет?
|
|
|
|
| |
Пост N: 33
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 19:30. Заголовок: Re:
Ksenos пишет: цитата: | статуя Петра с двуперстием |
| Да, Вы правы. Эта статуя принадлежит к досхизматической общехристианской традиции перстосложения. А вот трансформация в троеперстие:
|
|
|
|
| |
Пост N: 80
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 06.06.07 19:37. Заголовок: Re:
миня, а эти статуи какого веку, не уточните?
|
|
|
|
| |
Пост N: 34
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:02. Заголовок: Re:
Они связаны с временем возведения фасада. Тоесть, их устанавливали там не позднее 10х годов XVII века.
|
|
|
|
| |
Пост N: 1259
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:05. Заголовок: Re:
Перстосложение такого плана имеется во многих исторических памятниках. Факт что троеперстия нет ни в одном памятнике....
|
|
|
|
| |
Пост N: 35
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:10. Заголовок: Re:
Ksenos пишет: цитата: | Перстосложение такого плана имеется во многих исторических памятниках. |
| А в каких памятниках и какого периода?
|
|
|
|
| |
Пост N: 1260
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:20. Заголовок: Re:
миня пишет: цитата: | А в каких памятниках и какого периода? |
|
В католических...не очень древнии...я просто к тому, что выше было сказанно о переходном периоде от двуперстия к троеперстию, но нет конечного результата - троеперстия....нигде! Я сколько писал никониянам: Покажите мне троеперстие в древних памятниках и я скажу вам: Братья!......но не найдут
|
|
|
|
| |
Пост N: 36
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:27. Заголовок: Re:
Ksenos пишет: цитата: | Покажите мне троеперстие в древних памятниках |
| Классической щепоти нету. Так же, как и нету сейчас такой формы рогатого никонианского клобука, какая была при Никоне и до XVIII века. Троеперстие восходит к трем перстам католиков, а Греки не придавали значения переходу от двуперстия на проеперстие.
|
|
|
|
| |
Пост N: 1261
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:35. Заголовок: Re:
миня пишет: цитата: | Троеперстие восходит к трем перстам католиков, а Греки не придавали значения переходу от двуперстия на проеперстие. |
|
В иконописных памятниках это все равно должно было отразиться, в деисусе например, как это видно о двуперстии. После Никоновых времен троеперстие есть....но нет троеперстия ДО Никона. Я вообще пологал, что это сам Никон придумал
|
|
|
|
|
| |
Пост N: 37
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:42. Заголовок: Re:
Ksenos пишет: цитата: | В иконописных памятниках это все равно должно было отразиться, в деисусе например |
| А в деисусе - гуманистическая малакса, идущая от языческого ораторского жеста. Вспомните: у никониан как у католиков - перстосложение одно, благословляющая десница складывается по другому Ksenos пишет: цитата: | Я вообще пологал, что это сам Никон придумал |
| Никон был слишком туп для этого. Он просто все заимствовал. Например книжная справа - это же калька с венецианских изданий, которыми католики сбивали с толку православных еще при государе Иоанне. Ksenos пишет: цитата: | но нет троеперстия ДО Никона |
| Арсения Суханова читайте и Стоглав.
|
|
|
|
| |
Пост N: 1263
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 07.06.07 11:17. Заголовок: Re:
миня пишет: цитата: | Арсения Суханова читайте и Стоглав. |
|
Это устное описание, читал. Но на иконах нет миня пишет: цитата: | А в деисусе - гуманистическая малакса, идущая от языческого ораторского жеста. Вспомните: у никониан как у католиков - перстосложение одно, благословляющая десница складывается по другому |
|
Я не о благословляющей руке Спасителя, а о перстосложении святых по обе стороне от Спаса в деисусном ряде. Есть распростертые длани, есть двуперстие (именно обращенное для знаменование себя), есть в центре Спас с благословляющей двуперстно, либо с ораторским жестом.
|
|
|
|
| |
Пост N: 1920
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг:
5
|
|
Отправлено: 07.06.07 17:36. Заголовок: Re:
Ksenos пишет: цитата: | У меня друг ассириец, нужно спросить как он крестится |
| Треперстно, я спрашивал у ассирийцев, с одним из них как-то работал вместе. Григорий Ольховиков пишет: цитата: | В приведенной выше ссылке на епархию.ру упоминается греческий полемический документ против латин (13век) что они дескать не знаменуются троеперстием. Так если тот документ подлинный то это предположение не верно. |
| Вот, что пишет автор упомянутой Вами статьи: цитата: | известное Слово Феодоритово в том виде, в каком оно, по-видимому , благоприятствует троеперстию, и прение Панагиота с Азимитом, укоряющее латинян за употребление ими при крестном знамении двух перстов, а не трех. Если же Макарий поместил в своих Чети-Минеях Феодоритово Слово в таком изложении, которое, по-видимому, благоприятствует троеперстию |
| Не сильно сам автор статьи уверен в том, что это свидетельство говорит за трехперстие... Ksenos пишет: цитата: | Кстати есть ли источники, что 3 последних перста нужно слагать в честь Троицы? Везде говориться о 2 перстах. Не потому ли на древних иконах и статуе Петра последние 3 перста сложены не так как сейчас слогаем мы? |
| цитата: | Совокуплением бо триехъ перст, сиречь пальца и еже от средняго и малого, тайну исповедуем Богоначальных Триехъ Ипостасей Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога Трое. прп.Максим Грек |
| цитата: | Три персты равны имети вкупе по образу троическому: бог Отец, бог Сын, бог святый Дух. Не три бози, но един бог в троицы. Имены разделяется, а божество едино. Отеу, нерожен, а Сын рожен, а не создан. Дух святый ни рожен ни создан, но исходя. Т рие во едином божестве: едина сила, едина божеству честь, един поклон от всея твари ото ангел и человек. Тако и тем трем перстом указ. Два перста имети наклонена, а не простерта, а тем указ тако: то образует две естестве божество и человечество. Бог по божеству, а человек по вочеловечению, а во обоем совершен. Вышний перст образует божество, а нижний человечество, понеже сошед от вышних спасе нижняя. Тоже гбение персту толкует: преклонъ бо небеса и сни-де нашего ради спасения, да тако достоит креститися и благословити. (31гл. Стоглаваю) |
|
|
|
|
|
| |
Пост N: 1267
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 07.06.07 17:44. Заголовок: Re:
САП пишет: цитата: | Совокуплением бо триехъ перст, сиречь пальца и еже от средняго и малого, тайну исповедуем Богоначальных Триехъ Ипостасей Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога Трое. прп.Максим Грек |
|
Это тоже знаем)) Я о более ранних памятниках культуры
|
|
|
|
| |
Пост N: 288
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 10.06.07 22:26. Заголовок: Re:
миня пишет: Арсения Суханова читайте и Стоглав. В Стоглаве нет ничего о троеперстии.
|
|
|
|
| |
Пост N: 289
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 10.06.07 22:34. Заголовок: Re:
миня пишет: Вот фото статуи Св. Петра с троеперстием, сделанной в XIII веке Статую эту я видел живьем две недели назад. Она, конечно, отнюдь не 13 века, а вероятно, не позже 4-го - фигуры 13 века в Риме совсем не такие, они гораздо примитивнее, а здесь еще живое наследие античности. Перстосложение на ней двуперстное, хотя большой палец не до конца сложен с двумя малыми, а так, как часто бывает на иконах. На средневековых римских мозаиках (они и делались как раз до 13 века) бывает или двоеперстие, или "ораторский жезл", но троеперстия не видел ни разу. Вообще есть ли, кроме указанного сочинения Иннокентия 3-го, хоть еще одно свидетельство о бытовании троеперстия у католиков?
|
|
|
|
| |
Пост N: 290
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 10.06.07 22:50. Заголовок: Re:
Григорий Ольховиков пишет: упоминается греческий полемический документ против латин (13век) что они дескать не знаменуются троеперстием. Так если тот документ подлинный то это предположение не верно. Это "Прение Панагиота с Азимитом". Слова Панагиота новообрядцы просто неправильно понимают. Он спрашивает латинянина: Почему ты не сгибаешь три перста, а протягиваешь два и еще большой палец? То есть речь идет о согбении двух малых и большого, как делается в двоеперстии. А латинянин большой палец не пригибал, а отставлял в сторону, как и изображается обычно латинский благословляющий жест. Иначе говоря, протягивать два перста - это и в древнем восточном, и в западном крестном знамении было общим, восходящим к одному общему корню. А отличало то, что греки соединяли остальные три, а латиняне - наоборот. Возможно, именно это надо учитывать, когда мы читаем свидетельства немецких хронистов 15 и 16 вв. (в том числе, и упомянутое А. Езеровым свидетельство о митр. Григории Цамвлаке), что якобы русские крестятся тремя перстами. То есть, они пишут о том, что в их понимании отличает восточное крестное знамение от латинского, а именно о соединении большого пальца с двумя малыми. Кстати, таким же образом говорится о крестном знамении в "Большом катехизисе".
|
|
|
|
| |
Пост N: 45
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 10.06.07 23:17. Заголовок: Re:
Симеон пишет: цитата: | В Стоглаве нет ничего о троеперстии. |
| А вот это: "Людем же просящим скорое учение от Бога показати, он же показа персты той во Отец и Сын и святый Дух, и не бысть знамения. По сем же Мелетий два совокупль, а три пригну и благослови люди. И изыде от него яко огнь молнии, достохвальный он испусти глас." Симеон пишет: цитата: | Вообще есть ли, кроме указанного сочинения Иннокентия 3-го, хоть еще одно свидетельство о бытовании троеперстия у католиков? |
| Благословение тремя перстами у католиков с XIII века сплошь и рядом. Портреты пап, скульптуры. Иером. Габриель Бунге «Скудельничи сосуды» Рига 1999г. Виноградов Н. «Феодоритово слово» М 1866г.
|
|
|
|
| |
Пост N: 293
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 11.06.07 13:04. Заголовок: Re:
миня пишет: он же показа персты той во Отец и Сын и святый Дух, и не бысть знамения. Но это же не свидетельство о бытовании троеперстия в той или иной поместной церкви, а просто случай из жизни св. Мелетия. Соединил человек три пальца, показал людям, даже не крестясь при этом. И что из этого? миня пишет: Благословение тремя перстами у католиков с XIII века сплошь и рядом. Портреты пап, скульптуры. Покажите, пожалуйста на конкретных примерах, желательно с иллюстрациями. У иером. Г. Бунге в книге "СкудельНЫЕ сосуды" только и упоминается то же самое место из книги папы Иннокентия, и больше ничего...
|
|
|
|
| |
Пост N: 83
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 11.06.07 15:53. Заголовок: Re:
Симеон пишет: цитата: | Вообще есть ли, кроме указанного сочинения Иннокентия 3-го, хоть еще одно свидетельство о бытовании троеперстия у католиков? |
| По некоторым свидетельствам, папа Формоз благословлял тремя перстами. Во всяком случае в сочинении "Старая вера" Л.Ф. Пичугин пишет: цитата: | В книге о вере о сем говорится: "Стефан Седьмый, иже Формоса папежа из гроба выкопать повелел, и облачивши яко папежа, на столице посадити повелел и поругания и насмевания творяше над ним. И потом разоблачити повеле и три персты, ими же благославлял, осещи и тело его в Тивер реку воврещи, Бароний в лете Господнем 897-м. под числом первым, пишет: "Стефан Формоса из гроба изъяти повеле, и облаченного в папежские одежды на престоле посадити, и повеле с него одежду оную совлещи, и три персты, ими же бывает благословение, отсещи, и тело его в Тивер реку воврещи" |
| А каково Ваше, отче, мнение о происхождении троеперстия, и хронологических рамках его распространения?
|
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 981
Зарегистрирован: 28.02.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
7
|
|
Отправлено: 11.06.07 16:22. Заголовок: Re:
Григорий Ольховиков пишет: цитата: | А каково Ваше, отче, мнение о происхождении троеперстия, и хронологических рамках его распространения? |
| Очевидно, самая ранняя дата связанная с щепотью Ц. Бароний пишет: цитата: | в лете Господнем 897-м. под числом первым |
| Посколько речь идёт о событиях 896г., т.к. в 897 Формоз был уже мёртв и ему усекли три персты.
|
|
|
|
| |
Пост N: 635
Зарегистрирован: 24.05.05
Откуда: Москва
Рейтинг:
0
Фото:
|
|
Отправлено: 11.06.07 19:12. Заголовок: Re:
Когда-то на этом форуме эта тема уже обсуждалась. Процитирую самого себя: До сих пор не удалось достоверно выяснить, откуда взялось троеперстие. Кто-то говорит, что троеперстие латыняне выдумали, но у самих латынян оно не обретается. Кто-то у греков пытается корни найти... Может, не там ищем? Предлагаемый ниже материал дает несколько неожиданную версию: троеперстие взято у ... турок. Эту цитату я нашел в архиве. Цитата взята из отчета уполномоченного по Бурят-Монгольской АССР за 1952 год. Писал, видимо, бурят, поэтому орфография своеобразная. "...Для исполнения шаманского обряда - жертвоприношения "хэрык", шаман по приглашению верующего-шаманиста приходит к нему на квартиру, обычно в ночное время, проводит камлание и уходит домой. Данный обряд "хэрык" заключается в следующем: забивает барану с исполнением особой религиозной церемонии: сразу опускает его сердце от грудной клетки, иногда (смотря какому онгону совершается обряд) вытаскивает наружу живую сердцу и приносит ее в жертву "онгонам", мясо этой бараны вместе с осердиями, кишками, головой и ногами варит и шаман продолжает камлание, выпивает водку, брызгает ей, наносит ножом ранение на своем языке и так-же брызгивает своей кровью. Смазывает жиром "заян" - это идол (человеко-образная фигура, грубой отделки) и зайчья шкура, что является образом "онгона", (других образов иконов не бывает) Далее он (шаман) более и более оживляется, лицо его принимает дикое, удивительное выражение, прыгает, танцует, что означает по их поверию как будто является дух (онгон), которому они молились - в это время он испускает ужасные вопли, так, что у него пена выступает из рта, говорит диким голосом излагая претензии духа хозяину и пути его спасения. В этот момент верующие шаманисты подают шаману водку, молоко, чай и приношения, молятся. Образ моления состоит в том, что они СКЛАДЫВАЮТ БОЛЬШОЙ, УКАЗАТЕЛЬНЫЙ И СРЕДНИЙ ПАЛЕЦ, ПРИКЛАДЫВАЮТ ИХ К ЛБУ И НАКЛОНЯЮТ ГОЛОВУ. Все кушают мясо до сыта и остатки его и кости полностью сжигаются, а шкуру шаман забирает к себе. На этом заканчивается..." Известно, что в тюркских тенгрианских обрядах крест (видимо, как солярный символ) играет важную роль. Может, после турецкого завоевания произошло взаимопроникновение культур. Среди турок было много христиан всяких разновидностей (несториан и т.д.).
|
|
|
|
| |
Пост N: 706
Зарегистрирован: 24.08.06
Откуда: Москвская Русь
Рейтинг:
-1
Замечания:
|
|
Отправлено: 11.06.07 19:37. Заголовок: Re:
цитата: | Среди турок было много христиан всяких разновидностей (несториан и т.д.). |
| Очень сомнительно, мягко говоря. Сельджуки, а позже османы были весьма воинственными и неверотерпимыми (в отличие от арабов) мусульманами. Это вообще отличало тюрок (достаточно вспомнить репрессии, кот. обрушил на христин Тимур, практически уничтожив на среднем Востоке несторианскую общину). Кроме того, у несториан нет троеперстия. И буряты ведь не тюрки и к туркам имеют весьма отдаленное отношение - как мы к панджабцам каким-нибудь (языковая семья одна, но группы разные). Турки стали мусульманами еще ДО прихода в Малую Азию (османы вообще позже появились - сначала были сельджуки). Даже если и предположить в Ср. вв. наличие каких-то рудиментарных элементов шаманизма в турецком простонародье, то уж влияние его на греческую обрядность - это, по-моему, слишком Да и какое-либо взаимопроникновение вряд ли имело место быть. На Руси отюркиевшиеся монголы (сперва шаманисты, а не сразу муслимы - как то было в Византии) правили более 200 лет, но никакого взаимопроникновения культур или смешения кровей практически не было (в сфере религии его не было и подавно!). ИМХО: версия просто не выдерживает критики
|
|
|
|
| |
Пост N: 637
Зарегистрирован: 24.05.05
Откуда: Москва
Рейтинг:
0
Фото:
|
|
Отправлено: 11.06.07 20:27. Заголовок: Re:
Аверкий пишет: цитата: | И буряты ведь не тюрки и к туркам имеют весьма отдаленное отношение - как мы к панджабцам каким-нибудь (языковая семья одна, но группы разные). |
| Буряты - осколок империи чингизидов, тюркоизычной на последнем этапе существования. Бурятский язык, действительно далек от тюркского, но обычаи (бытовые и культурные) весьма близки, например, к якутам (чистым тюркам). Аверкий пишет: цитата: | Сельджуки, а позже османы были весьма воинственными и неверотерпимыми (в отличие от арабов) мусульманами. |
|
. Современная Турция населялась несколькими волнами тюрок. Самых разных видов. "Сельджуки" - это племенной союз, а "Османы" - вообще династия. Аверкий пишет: цитата: | Это вообще отличало тюрок (достаточно вспомнить репрессии, кот. обрушил на христин Тимур |
| При чем здесь Тимур? Он вообще из Самарканда. Он монгол (хотя, действительно, тюркизированный). Империя его была, в основном, ираноязычной. С турками он воевал постоянно. Аверкий пишет: цитата: | Турки стали мусульманами еще ДО прихода в Малую Азию |
| Гагаузы до сих пор христиане. Карачаевцы и балкарцы были христианами до 19 века. Аверкий пишет: цитата: | На Руси отюркиевшиеся монголы (сперва шаманисты, а не сразу муслимы - как то было в Византии) правили более 200 лет, но никакого взаимопроникновения культур или смешения кровей практически не было (в сфере религии его не было и подавно!). |
| На Руси монголы и русские жили отдельно друг от друга, а в Турции греки жили среди турок. Большинство населения Турции - отуреченные греки. Да и в греках турецкая примесь видна невооруженным взглядом. Аверкий пишет: цитата: | ИМХО: версия просто не выдерживает критики |
| А я и не утверждаю, что эта версия - истина. Я просто призываю поискать по разным направлениям (в том числе и парадоксальным). С Вашей же огульной методой далеко не уедешь.
|
|
|
|
| |
Пост N: 593
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг:
4
|
|
Отправлено: 11.06.07 20:36. Заголовок: Re:
Раз уж нет никаких письменных свидетельств о древности троеперстия, выдвину свою версию. Разве не могло оно получиться в результате небрежения. Ведь, чтобы креститься двуперстно, рука должна находится в некоем напряжении. Стоит расслабить руку и пошли пальцы гулять. Иногда приходится наблюдать, что и у некоторых старообрядцев не видно четкого двуперстия. Конечно эта версия м.б. абсурдной, но она многое объясняет.
|
|
|
|
| |
Пост N: 298
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 11.06.07 21:00. Заголовок: Re:
Григорий Ольховиков пишет: три персты, ими же бывает благословение, отсещи, Здесь же не сказано, какие это персты. Совсем не обязательно, что Формос благословлял щепотью. Да и кто ею вообще когда-либо БЛАГОСЛОВЛЯЛ? А у нас, как всем известно, в крестном знамении (и соответственно - в благословляющем жесте) участвуют и два протянутых, и три сложенных перста. На многих римских мозаиках 8-9 вв. видно четкое двоеперстие, но троеперстия я не видел нигде. К сожалению, не имея сканера, не могу выложить привезенные из Рима снимки древних мозаик. Формос, очевидно, делал так, как и другие папы. И пальцы же ему не за некое новое перстосложение отсекли, а совсем за другие дела. Троеперстие из двоеперстия могло возникнуть просто по небрежению, постепенно. А еще вероятнее, оно могло, после разрушения собственной традиции, явиться как реакция на армянский обряд. В поздней Византии к армянам было отношение, как в Европе к евреям. Армяне в ту пору крестились двоеперстно. И когда греки подзабыли, как правильно креститься, то священники, может быть, стали учить - лишь бы не по-армянски. Ненависть к армянам усиливалась фактом их унии с Римом. Это, конечно, лишь предположение. Известно лишь то, что в представлении греков в 17 веке двоеперстие устойчиво связывалось с армянами. Каковое представление от них перешло и в документы Московского собора 1666-67 гг., и в писания Игнатия Тобольского и Афанасия Холмогорского, в Питиримову "Пращицу" и т. п. Подобным образом вошло в обиход однопогружательное крещение в Испании в 6-7 вв. - как реакция на ариан. Ариане, крестя в три погружения, подчеркивали неединосущность Лиц Св. Троицы. Некие священники-кафолики, из своеобразно понимаемой "ревности по благочестии", стали крестить в одно погружение во имя всей Троицы, подчеркивая Ее единосущие. Написали письмо папе Григорию (Двоеслову), спрашивают: можно ли так делать? И он, как утверждают западные источники, не возбранил. Кстати, и "филиокве" было введено в той же Испанской Церкви по тем же самым соображениям - сделать особенный акцент на единосущии Отца и Сына в полемике с арианами. Вот так же, как некий символ отрицания "арменства", могло быть введено троеперстие. Вообще не редки примеры, когда желание отмежеваться от кого-то побуждало к литургическим нововведениям. Причем обычно это мотивируется именно "ревностью по благочестии". Происходит это иногда и сейчас.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 984
Зарегистрирован: 28.02.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
7
|
|
Отправлено: 11.06.07 22:39. Заголовок: Re:
Симеон пишет: цитата: | Подобным образом вошло в обиход однопогружательное крещение в Испании в 6-7 вв. - как реакция на ариан. Ариане, крестя в три погружения, подчеркивали неединосущность Лиц Св. Троицы. Некие священники-кафолики, из своеобразно понимаемой "ревности по благочестии", стали крестить в одно погружение во имя всей Троицы, подчеркивая Ее единосущие. Написали письмо папе Григорию (Двоеслову), спрашивают: можно ли так делать? И он, как утверждают западные источники, не возбранил. Кстати, и "филиокве" было введено в той же Испанской Церкви по тем же самым соображениям - сделать особенный акцент на единосущии Отца и Сына в полемике с арианами. |
| А почему с того же Иберийского п-ва не могло ТАК же, как филиокве и однопогружение пришествовать и щепоть, причём, по тем же мотивам? Для полноты... Да, никакой испанофобии у меня нет, напротив... Испанцы, португалы, баски вызывают добрые чуйства.
|
|
|
|
| |
Пост N: 308
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 12.06.07 21:43. Заголовок: Re:
Оно могло откуда угодно, но если бы еще свидетельства письменные или археологические были...
|
|
|
|
| |
Пост N: 1957
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг:
5
|
|
Отправлено: 14.06.07 18:41. Заголовок: Re:
Забавно, что в жестовом языке (русском) щепоть - это буква "Ч", а староверческое перстосложение напоминает при благословении букву "Б"(Бог), а при знаменовании букву "К"(Крест).
|
|
|
Ответов - 50
, стр:
1
2
3
Все
[только новые]
|
|