Автор | Сообщение |
|
| |
Пост N: 73
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 04.06.07 20:14. Заголовок: Откуда взялось и как стало повсеместным троеперстие?
Имеется в виду - повсеместным в южных и западных автокефальных церквях. Каковы причины его распространения? Где впервые встречается мнение об обязательности троеперстия? КОГДА это произошло? С какими ересями, по мнению староверов это связано и связано ли вообще? Особенно интересует многообразие альтернативных объяснений. Встречал мнение о происхождении троеперстия от папы Формоза. Насколько убедительно это с точки зрения современных староверов?
|
|
|
Ответов - 50
, стр:
1
2
3
Все
[только новые]
|
|
|
| |
Пост N: 79
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 06.06.07 18:52. Заголовок: Re:
Гм. Тапками не кидайте, но на двуперстие больно похоже...
|
|
|
|
| |
Пост N: 32
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 19:02. Заголовок: Re:
Григорий Ольховиков пишет: цитата: | что они дескать не знаменуются троеперстием |
| А Вы не принимаете в рассчет то, не сохранилось ни одного греческого изображения троеперстия в указанный период и до него?
|
|
|
|
| |
Пост N: 1255
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 06.06.07 19:21. Заголовок: Re:
миня пишет: цитата: | Вот фото статуи Св. Петра с троеперстием, сделанной в XIII веке |
|
вообще то статуя Петра с двуперстием...нет?
|
|
|
|
| |
Пост N: 33
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 19:30. Заголовок: Re:
Ksenos пишет: цитата: | статуя Петра с двуперстием |
| Да, Вы правы. Эта статуя принадлежит к досхизматической общехристианской традиции перстосложения. А вот трансформация в троеперстие:
|
|
|
|
| |
Пост N: 80
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 06.06.07 19:37. Заголовок: Re:
миня, а эти статуи какого веку, не уточните?
|
|
|
|
| |
Пост N: 34
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:02. Заголовок: Re:
Они связаны с временем возведения фасада. Тоесть, их устанавливали там не позднее 10х годов XVII века.
|
|
|
|
| |
Пост N: 1259
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:05. Заголовок: Re:
Перстосложение такого плана имеется во многих исторических памятниках. Факт что троеперстия нет ни в одном памятнике....
|
|
|
|
| |
Пост N: 35
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:10. Заголовок: Re:
Ksenos пишет: цитата: | Перстосложение такого плана имеется во многих исторических памятниках. |
| А в каких памятниках и какого периода?
|
|
|
|
| |
Пост N: 1260
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:20. Заголовок: Re:
миня пишет: цитата: | А в каких памятниках и какого периода? |
|
В католических...не очень древнии...я просто к тому, что выше было сказанно о переходном периоде от двуперстия к троеперстию, но нет конечного результата - троеперстия....нигде! Я сколько писал никониянам: Покажите мне троеперстие в древних памятниках и я скажу вам: Братья!......но не найдут
|
|
|
|
| |
Пост N: 36
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:27. Заголовок: Re:
Ksenos пишет: цитата: | Покажите мне троеперстие в древних памятниках |
| Классической щепоти нету. Так же, как и нету сейчас такой формы рогатого никонианского клобука, какая была при Никоне и до XVIII века. Троеперстие восходит к трем перстам католиков, а Греки не придавали значения переходу от двуперстия на проеперстие.
|
|
|
|
| |
Пост N: 1261
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:35. Заголовок: Re:
миня пишет: цитата: | Троеперстие восходит к трем перстам католиков, а Греки не придавали значения переходу от двуперстия на проеперстие. |
|
В иконописных памятниках это все равно должно было отразиться, в деисусе например, как это видно о двуперстии. После Никоновых времен троеперстие есть....но нет троеперстия ДО Никона. Я вообще пологал, что это сам Никон придумал
|
|
|
|
|
| |
Пост N: 37
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 06.06.07 20:42. Заголовок: Re:
Ksenos пишет: цитата: | В иконописных памятниках это все равно должно было отразиться, в деисусе например |
| А в деисусе - гуманистическая малакса, идущая от языческого ораторского жеста. Вспомните: у никониан как у католиков - перстосложение одно, благословляющая десница складывается по другому Ksenos пишет: цитата: | Я вообще пологал, что это сам Никон придумал |
| Никон был слишком туп для этого. Он просто все заимствовал. Например книжная справа - это же калька с венецианских изданий, которыми католики сбивали с толку православных еще при государе Иоанне. Ksenos пишет: цитата: | но нет троеперстия ДО Никона |
| Арсения Суханова читайте и Стоглав.
|
|
|
|
| |
Пост N: 1263
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 07.06.07 11:17. Заголовок: Re:
миня пишет: цитата: | Арсения Суханова читайте и Стоглав. |
|
Это устное описание, читал. Но на иконах нет миня пишет: цитата: | А в деисусе - гуманистическая малакса, идущая от языческого ораторского жеста. Вспомните: у никониан как у католиков - перстосложение одно, благословляющая десница складывается по другому |
|
Я не о благословляющей руке Спасителя, а о перстосложении святых по обе стороне от Спаса в деисусном ряде. Есть распростертые длани, есть двуперстие (именно обращенное для знаменование себя), есть в центре Спас с благословляющей двуперстно, либо с ораторским жестом.
|
|
|
|
| |
Пост N: 1920
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг:
5
|
|
Отправлено: 07.06.07 17:36. Заголовок: Re:
Ksenos пишет: цитата: | У меня друг ассириец, нужно спросить как он крестится |
| Треперстно, я спрашивал у ассирийцев, с одним из них как-то работал вместе. Григорий Ольховиков пишет: цитата: | В приведенной выше ссылке на епархию.ру упоминается греческий полемический документ против латин (13век) что они дескать не знаменуются троеперстием. Так если тот документ подлинный то это предположение не верно. |
| Вот, что пишет автор упомянутой Вами статьи: цитата: | известное Слово Феодоритово в том виде, в каком оно, по-видимому , благоприятствует троеперстию, и прение Панагиота с Азимитом, укоряющее латинян за употребление ими при крестном знамении двух перстов, а не трех. Если же Макарий поместил в своих Чети-Минеях Феодоритово Слово в таком изложении, которое, по-видимому, благоприятствует троеперстию |
| Не сильно сам автор статьи уверен в том, что это свидетельство говорит за трехперстие... Ksenos пишет: цитата: | Кстати есть ли источники, что 3 последних перста нужно слагать в честь Троицы? Везде говориться о 2 перстах. Не потому ли на древних иконах и статуе Петра последние 3 перста сложены не так как сейчас слогаем мы? |
| цитата: | Совокуплением бо триехъ перст, сиречь пальца и еже от средняго и малого, тайну исповедуем Богоначальных Триехъ Ипостасей Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога Трое. прп.Максим Грек |
| цитата: | Три персты равны имети вкупе по образу троическому: бог Отец, бог Сын, бог святый Дух. Не три бози, но един бог в троицы. Имены разделяется, а божество едино. Отеу, нерожен, а Сын рожен, а не создан. Дух святый ни рожен ни создан, но исходя. Т рие во едином божестве: едина сила, едина божеству честь, един поклон от всея твари ото ангел и человек. Тако и тем трем перстом указ. Два перста имети наклонена, а не простерта, а тем указ тако: то образует две естестве божество и человечество. Бог по божеству, а человек по вочеловечению, а во обоем совершен. Вышний перст образует божество, а нижний человечество, понеже сошед от вышних спасе нижняя. Тоже гбение персту толкует: преклонъ бо небеса и сни-де нашего ради спасения, да тако достоит креститися и благословити. (31гл. Стоглаваю) |
|
|
|
|
|
| |
Пост N: 1267
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг:
4
Замечания:
|
|
Отправлено: 07.06.07 17:44. Заголовок: Re:
САП пишет: цитата: | Совокуплением бо триехъ перст, сиречь пальца и еже от средняго и малого, тайну исповедуем Богоначальных Триехъ Ипостасей Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога Трое. прп.Максим Грек |
|
Это тоже знаем)) Я о более ранних памятниках культуры
|
|
|
|
| |
Пост N: 288
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 10.06.07 22:26. Заголовок: Re:
миня пишет: Арсения Суханова читайте и Стоглав. В Стоглаве нет ничего о троеперстии.
|
|
|
|
| |
Пост N: 289
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 10.06.07 22:34. Заголовок: Re:
миня пишет: Вот фото статуи Св. Петра с троеперстием, сделанной в XIII веке Статую эту я видел живьем две недели назад. Она, конечно, отнюдь не 13 века, а вероятно, не позже 4-го - фигуры 13 века в Риме совсем не такие, они гораздо примитивнее, а здесь еще живое наследие античности. Перстосложение на ней двуперстное, хотя большой палец не до конца сложен с двумя малыми, а так, как часто бывает на иконах. На средневековых римских мозаиках (они и делались как раз до 13 века) бывает или двоеперстие, или "ораторский жезл", но троеперстия не видел ни разу. Вообще есть ли, кроме указанного сочинения Иннокентия 3-го, хоть еще одно свидетельство о бытовании троеперстия у католиков?
|
|
|
|
| |
Пост N: 290
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 10.06.07 22:50. Заголовок: Re:
Григорий Ольховиков пишет: упоминается греческий полемический документ против латин (13век) что они дескать не знаменуются троеперстием. Так если тот документ подлинный то это предположение не верно. Это "Прение Панагиота с Азимитом". Слова Панагиота новообрядцы просто неправильно понимают. Он спрашивает латинянина: Почему ты не сгибаешь три перста, а протягиваешь два и еще большой палец? То есть речь идет о согбении двух малых и большого, как делается в двоеперстии. А латинянин большой палец не пригибал, а отставлял в сторону, как и изображается обычно латинский благословляющий жест. Иначе говоря, протягивать два перста - это и в древнем восточном, и в западном крестном знамении было общим, восходящим к одному общему корню. А отличало то, что греки соединяли остальные три, а латиняне - наоборот. Возможно, именно это надо учитывать, когда мы читаем свидетельства немецких хронистов 15 и 16 вв. (в том числе, и упомянутое А. Езеровым свидетельство о митр. Григории Цамвлаке), что якобы русские крестятся тремя перстами. То есть, они пишут о том, что в их понимании отличает восточное крестное знамение от латинского, а именно о соединении большого пальца с двумя малыми. Кстати, таким же образом говорится о крестном знамении в "Большом катехизисе".
|
|
|
|
| |
Пост N: 45
Зарегистрирован: 04.06.07
Рейтинг:
3
|
|
Отправлено: 10.06.07 23:17. Заголовок: Re:
Симеон пишет: цитата: | В Стоглаве нет ничего о троеперстии. |
| А вот это: "Людем же просящим скорое учение от Бога показати, он же показа персты той во Отец и Сын и святый Дух, и не бысть знамения. По сем же Мелетий два совокупль, а три пригну и благослови люди. И изыде от него яко огнь молнии, достохвальный он испусти глас." Симеон пишет: цитата: | Вообще есть ли, кроме указанного сочинения Иннокентия 3-го, хоть еще одно свидетельство о бытовании троеперстия у католиков? |
| Благословение тремя перстами у католиков с XIII века сплошь и рядом. Портреты пап, скульптуры. Иером. Габриель Бунге «Скудельничи сосуды» Рига 1999г. Виноградов Н. «Феодоритово слово» М 1866г.
|
|
|
|
| |
Пост N: 293
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг:
8
|
|
Отправлено: 11.06.07 13:04. Заголовок: Re:
миня пишет: он же показа персты той во Отец и Сын и святый Дух, и не бысть знамения. Но это же не свидетельство о бытовании троеперстия в той или иной поместной церкви, а просто случай из жизни св. Мелетия. Соединил человек три пальца, показал людям, даже не крестясь при этом. И что из этого? миня пишет: Благословение тремя перстами у католиков с XIII века сплошь и рядом. Портреты пап, скульптуры. Покажите, пожалуйста на конкретных примерах, желательно с иллюстрациями. У иером. Г. Бунге в книге "СкудельНЫЕ сосуды" только и упоминается то же самое место из книги папы Иннокентия, и больше ничего...
|
|
|
Ответов - 50
, стр:
1
2
3
Все
[только новые]
|
|