On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 1959
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -6
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 14:23. Заголовок: Про частое причастие


Что же это таинство означает в нашей жизни? К сожалению, тот образ христианской жизни, который стал преобладать в последние четыре-пять столетий, абсолютно противоположен тому, что говорится в Евангелии, говорят святые Отцы и тому, чему учат церковные каноны. Более того, если каноны церковные строго запрещают нам уклоняться от того, что установлено самим Господом относительно Евхаристии, то в течение столетий такие уклонения стали как бы узаконенными. Хотя не было никаких Вселенских Соборов, которые могли бы отменить соответствующие правила, но в жизни они отменялись.

Евхаристия — это постоянная наша пища. Мы молимся перед каждым причастием в любой литургии и помногу раз в день произносим слова молитвы "Отче наш". В ней есть слова: "хлеб наш насущный даждь нам днесь…". Эти слова имеют несколько главных смыслов одновременно. Что значит слово "насущный", тем более, что ни в славянском, ни в греческомего не было, пока не придумали? Оно имеет два смысла: "надсущный", то есть сверхъестественный, и "насущный" в значении "наступающий" (так можно перевести с греческого), — "хлеб будущего века"."Хлеб будущего века" и "хлеб сверхъестественный" одинаково точно относятся к Евхаристии. "Даждь нам днесь" — "дай нам уже сегодня хлеб будущего века". Мы молимся так каждый день. Это потому, что нормой христианского жития является ежедневное причащение. Это постоянная наша пища, которой мы соединяемся со Христом. Если мы не можем это делать ежедневно, то мы должны это делать каждый раз, когда в церкви служится литургия. Это обязанность, а не вопрос желания и настроения.

Некоторые говорят, что апостольское правило (8-е) устанавливает такую обязанность только для священников, так как, если священник участвует в литургии и не причащается, то он запрещается в священнослужении, но для мирян аналогичное апостольское правило (9-е)(см.ниже) это что-то вроде рекомендации, а наказания за его нарушение никакого не предусматривается. Но это заблуждение. Специально, чтоб никто не думал, будто апостольское правило не предполагает одинакового наказания за присутствие на литургии без причащения для мирянина и священника, есть еще одно правило - 2-е правило(см. ниже) святого поместного собора Антиохийского. Согласно ему, миряне за то, что они стоят в церкви и не причащаются просто потому, что не готовились, должны церковной властью быть отлучены от причастия до тех пор, пока не покаются в таком поведении, пока они не явят плодов достойных покаяния.

Это ненормально, когда люди приходят, чтобы просто "послушать литургию". Все молитвы в литургии не для того, чтобы их "слушали", но для того, чтобы в них участвовали. В них речь идет о тех и от имени тех, кто сейчас собирается причащаться и просит получить причастие, а после причащения благодарит за это причастие. Если мы сейчас не собираемся причащаться, то тогда что мы здесь стоим и молимся с теми, кто собирается? А если мы только что не причастились, то за что благодарим? Это все очень важно. Поэтому мы должны все время стараться жить Церковью, во все праздничные и другие дни стараться причащаться. Важнейшим из таких дней является воскресенье, то есть каждую неделю такой день как минимум один.

Еще говорят, что к причастию надо как-то особо готовиться. Но что это за особенность? Если мы православные христиане, то надо сказать иначе: надо особо жить. Христианская жизнь — это такая жизнь, когда ты всегда "особо готовишься".

Что значит "особо жить"? Жить так, чтобы готовиться к причастию, разумеется. Ставить себя перед лицом Божиим, каждый день каяться в грехах и, когда мы имеем такую возможность, перед священником как перед свидетелем приносить исповедь свою Богу. Богу, а не священнику. Это мы должны делать всегда. Это значит, что мы должны готовиться к причастию, которая есть встреча с Богом. Может быть, ближайшая наша встреча с Богом будет не причастие, а такая, когда мы предстанем лицом к лицу, выйдя из этой жизни. Но готовиться мы все равно должны одинаково, нас не касается, каким способом состоится эта встреча — в Евхаристии или по прекращении земной нашей жизни. А если мы не готовимся, то мы и не христиане. И получать разрешение на то, чтобы не готовиться, — это все равно, что получать разрешение на то, чтобы не быть христианами.

Церковь, которая дает разрешение причащаться четыре раза в году, дает разрешение своим чадам не быть христианами. Как может быть такое? Конечно, Бог никого не неволит. Все люди вольны не быть христианами и не нуждаются в разрешении Церкви на то, чтобы христианами не быть. Но не дело Церкви своими руками отторгать от себя своих чад.

Кто-то скажет, что нужен какой-то особенный пост. Действительно, посты нужны для того, чтобы как-то готовить нас к причастию. Но в Церкви очень много дней, например, светлая седмица, когда пощение запрещено, но предписывается причастие.

Но если человек причащается постоянно, то поститься специально перед причастием ему не нужно, а надо просто причащаться, как, кстати, и делают священники. Многие священники говорят мирянам, что им нужно поститься перед причастием, а сами совершенно не постятся, потому что они причащаются все время. Правильно то, что они не постятся, — есть другие необходимые способы подготовки к причастию. Но неправильно они говорят мирянам, чтобы те постились, потому что по канонам, по учению Церкви в отношении к причастию нет никакой разницы между мирянами и священниками. У всех причастие одинаковое — только то, которое есть, и другого не бывает. Все по естеству своему являются людьми, а по ипостаси своей, то есть по личности, являются людьми грешными. Поэтому нет никаких особенных различий между причащающимися мирянами и священниками, но вот если священник своим примером неправильно учит свою паству, то он подлежит осуждению.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 81 , стр: 1 2 3 4 5 Все [только новые]





Пост N: 185
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 19:51. Заголовок: Re:


Cergiy, я с Вами совершенно согласен.
Ни о каком специальном сухоядении, как о непременном условии причащения, у древних отцов мы не прочтем. В книге "Златоуст", где именем вселенского учителя подкрепляется достаточность трех раз (а то даже и одного раза) в год - это место, вне всяких сомнений, не имеет к Златоусту никакого отношения, а отражает лишь русскую средневековую практику. Текст Типикона тоже имеет вставки самого разного времени.

Что важно подчеркнуть, - в вопросе о частоте причащения и о неразрывной связи исповеди и причастия средневековая русская практика имеет больше общего со средневековой латинской, нежели с греческой.

Но я не согласен с такой постановкой вопроса: "Значит, Церковь прегрешала?" Конечно, нет. Такой порядок сложился не по злоупотреблению или нерадению, но по условиям бытования Церкви В ВАРВАРСКОМ, ПОСПЕШНО, БЕЗ ОГЛАШЕНИЯ КРЕЩЕННОМ НАРОДЕ, С БОЛЬШИМИ ПЕРЕЖИТКАМИ ЯЗЫЧЕСТВА. "Варварский" - говорю не в плохом смысле, а в том, в каком понимала это слово античность, и в каком оно употребляется у свв. отцов и в деяниях Вселенских соборов.

При этом, кампанию за решительные, законодательно закрепленные, перемены в данном вопросе, развернутую ин. Алимпием, считаю излишне радикальной и небезопасной.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 3528
Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 19:55. Заголовок: Re:


Перед Вознесением не постимся, доколе с нами Жених. А как могут поститься сыны чертога брачного?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 401
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 19:57. Заголовок: Re:


Соборне обсуждать практику частого причащения ни к чему. Наверное, каждый кто хочет причащаться чаще должен согласовать это с духовником, и этого достаточно, чтобы причащаться.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 3529
Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 19:57. Заголовок: Re:


Cergiy

САП пишет:

 цитата:
Ну, да, в Типиконе предписано перед Причастием семь дней поститься

Об этом все знают, даже искать не буду

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 1578
Зарегистрирован: 25.05.05
Откуда: Россия, Москва - Ставрополь-на-Волге
Рейтинг: 1
Фото:

Замечания:
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 20:00. Заголовок: Re:


KALUGER пишет:

 цитата:
Наверное, каждый кто хочет причащаться чаще должен согласовать это с духовником, и этого достаточно, чтобы причащаться


Между тем, в таком случае должна подвергнуться значительной ревизии и без того девальвированная епитимийная практика. Лично я, так, непротив, но насколько это согласуется с каноникой?

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1972
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 20:39. Заголовок: Re:


Перед Вознесением не постимся, доколе с нами Жених. А как могут поститься сыны чертога брачного?

а чем Вознесние не великий праздник?

Соборне обсуждать практику частого причащения ни к чему. Наверное, каждый кто хочет причащаться чаще должен согласовать это с духовником, и этого достаточно, чтобы причащаться.

а я думаю, что надо сначала чтоб народу объяснили о том, что можно причащаться, о том, почему это важно. то есть что б попы, провели так сказать разъяснительную работу с не очень сознательным народом, который держится весьма и весьма сомнительных, в этом отношении мнений и традиций.



Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 404
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 20:52. Заголовок: Re:


Cergiy пишет:

 цитата:
а я думаю, что надо сначала чтоб народу объяснили о том, что можно причащаться, о том, почему это важно. то есть что б попы, провели так сказать разъяснительную работу с не очень сознательным народом, который держится весьма и весьма сомнительных, в этом отношении мнений и традиций.


А я вот больше, чем уверен, что именно большинство попов и не поддержит практику частого причащения. Как не поддержали маслопомазание на всенощных, освящение артуса и проч.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1974
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 21:01. Заголовок: Re:


А я вот больше, чем уверен, что именно большинство попов и не поддержит практику частого причащения.

не знаю почему, но я тоже так думаю, мне так кажется. хотя вот сколько я знаю попов - 4 все они или как минимум не против или за, частое причастие(но к слову сказать в основном не против).
но я не могу понять почему они не поддержат?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 407
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 21:10. Заголовок: Re:


Cergiy пишет:

 цитата:
но я не могу понять почему они не поддержат?


А им лишние проблемы не нужны. Но спешу Вас заверить, что причащаться будут единицы. Большинство же как говело постами, так и будет. И я также буду, у работающих немного времени, чтобы достойно подготовиться к причастию. Да и традицию из нас палкой не выбьешь.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1975
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 21:14. Заголовок: Re:


И я также буду, у работающих немного времени, чтобы достойно подготовиться к причастию.

Вот этого я не понимаю. Если вы причащаетесь в пост, то почему в другое время не хотите-то? Те правила как раз про Вас, не забывайте что их никто не отменял. И у вас нет достойной причины для оправдания.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1976
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 21:16. Заголовок: Re:


Но спешу Вас заверить, что причащаться будут единицы.

ну и какие-же это Христиане, если они не хотят Христа, которого им дают?

Да и традицию из нас палкой не выбьешь.

Эта традиция уже давно осуждена. Очень жаль.


Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1977
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 21:32. Заголовок: Re:


вот после ответов крепко думаешь - а что же христианского в староверах, кроме как смоопределения себя как христиан.
Им будут подавать Христа но они не поспешат к этому животному источнику, а будут оправдываться занятостью, сомнительной осужденной традицией, еще чем-то. Понятно что старые люди возможно не могут понять смысл. Ведь и пост, и молитвы это всего лишь средства, а если не Причащаться, то так и не получишь даров за это, ведь Причастие это наше обожение, освящение и исполнение благодати, просвещение, теснейшее общение с Богом. Никакие посты и молитвы этого дать не способны, сами по себе они ничто.


Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 676
Зарегистрирован: 12.02.06
Рейтинг: -3

Замечания: Два замечания за мат.
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 21:34. Заголовок: Re:


Cergiy пишет:

 цитата:
Оно имеет два смысла: "надсущный", то есть сверхъестественный, и "насущный" в значении "наступающий" (так можно перевести с греческого), — "хлеб будущего века"."


Это из проповеди Лурье?

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1978
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 21:37. Заголовок: Re:


Это из проповеди Лурье?

да.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 195
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 21:49. Заголовок: Re:


Если вопрос о причастии решить по-новому, а всё остальное качество нашей стандартной церковной жизни оставить на прежнем уровне, - много ли будет пользы? Должно быть качественное соответствие между одним и другим. Если просто причащать чаще, это же не значит, что автоматически христиане станут лучше.

Очень важный момент:
Христиане древности активно относились к миру, в соответствии со словами ап. Иоанна: "Кто есть побеждаяи мира? Токмо веруяи, яко Исус есть сын Божии". А средневековое благочестие не побеждает мир, оно высчитывает: где ты прегрешил, оступился, осквернился и т. п. И подразумевает, что живя в миру, нельзя не оскверняться. Потому оно и вводит карантин от мира в виде недели говения, исповеди и т.д. Разница установок налицо.

Что же происходит, например, в послереволюционной практике РПЦ?
Причастие делается частым, а УСТАНОВКА остается средневековой. Результат - полная отмена епитимий и превращение исповеди просто в очередной отчет о грехах. (Впрочем, начало было положено еще синодскими указами 1720-х годов). Поскольку учение о том, что исповедь прощает грехи, при конвейерной и безъепитимийной исповеди уже никого не убеждает, начинают вводиться другие средства, более "ОЩУТИМЫЕ" - соборование всех в посты, явно призванное восполнить исповедь и "физически" зафиксировать прощение грехов. "Очищение совести" превращается в язычески-механический ритуал.

Мне кажется, сохранение средневекового порядка (несовершенного и вынужденного, конечно) - это лучше, во всяком случае, на ближайшие времена, чем меры, которые неспособно сейчас правильно и цельно принять ни большинство мирян, ни большинство священников.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1979
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 21:57. Заголовок: Re:


А средневековое благочестие не побеждает мир, оно высчитывает: где ты прегрешил, оступился, осквернился и т. п. И подразумевает, что живя в миру, нельзя не оскверняться.

кстати, видимо, это верное понимание проблемы. :)
правда мне не понятно в чем конкретно проявлялась(могла проявляться) разность установок. один пример.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1980
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 22:01. Заголовок: Re:


Это из проповеди Лурье?

«Насущный» по-гречески эпиусиос, то есть буквально «надсущный» или «сверхсущный».
но если что это не его мнение, не он его придумал.
св. Кирилл Иеросалимский: "Хлеб обыкновенный не есть насущный, а сей святой хлеб есть насущный, то есть имеющий действие на сущность души. Сей хлеб не во чрево вмещается и потом выходит из него (Мф. 15:17), но сообщается всему твоему составу, к пользе души и тела. А слово «днесь» употреблено вместо «ежедневно», как и Павел сказал: «заставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить ныне» (Евр.3:13)."

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 408
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 22:03. Заголовок: Re:


Cergiy пишет:

 цитата:
Вот этого я не понимаю. Если вы причащаетесь в пост, то почему в другое время не хотите-то? Те правила как раз про Вас, не забывайте что их никто не отменял. И у вас нет достойной причины для оправдания.


А я и есть никудышный христианин. И живу я не по правилам св. отец, хотя о них много знаю. Не знаю, долго ли еще Господь будет терпеть моим грехам? Но причащаться механически, без должной подготовки, я не могу. Простите Христа ради.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1981
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 22:09. Заголовок: Re:


А я и есть никудышный христианин. И живу я не по правилам св. отец, хотя о них много знаю.

стоп, но вы же сами сказали что в пост причащаетесь? или тогда не причащаться вовсе, если уж недостойны, а если достойны, то причащаться всегда. все эти разговоры о недостоинстве от лукаваго. по большому счтеу, мы всегда не достойны. однако помните, что Христос пришел к грешникам.
В видении пророку Исаие, угль(то есть причастие) был вложен в уста, чтобы их очистить, чтобы он мог выйти на проповедь. Так и Причастие попаляет грехи. А молитвы и посты не способны очистить.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 3532
Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 22:12. Заголовок: Re:


Cergiy пишет:

 цитата:
Так и Причастие попаляет грехи. А молитвы и посты не способны очистить.

Тогда будем непременно причащаться без постов и молитв? Не абсурдно ли это?

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 81 , стр: 1 2 3 4 5 Все [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет