On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 1959
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -6
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 14:23. Заголовок: Про частое причастие


Что же это таинство означает в нашей жизни? К сожалению, тот образ христианской жизни, который стал преобладать в последние четыре-пять столетий, абсолютно противоположен тому, что говорится в Евангелии, говорят святые Отцы и тому, чему учат церковные каноны. Более того, если каноны церковные строго запрещают нам уклоняться от того, что установлено самим Господом относительно Евхаристии, то в течение столетий такие уклонения стали как бы узаконенными. Хотя не было никаких Вселенских Соборов, которые могли бы отменить соответствующие правила, но в жизни они отменялись.

Евхаристия — это постоянная наша пища. Мы молимся перед каждым причастием в любой литургии и помногу раз в день произносим слова молитвы "Отче наш". В ней есть слова: "хлеб наш насущный даждь нам днесь…". Эти слова имеют несколько главных смыслов одновременно. Что значит слово "насущный", тем более, что ни в славянском, ни в греческомего не было, пока не придумали? Оно имеет два смысла: "надсущный", то есть сверхъестественный, и "насущный" в значении "наступающий" (так можно перевести с греческого), — "хлеб будущего века"."Хлеб будущего века" и "хлеб сверхъестественный" одинаково точно относятся к Евхаристии. "Даждь нам днесь" — "дай нам уже сегодня хлеб будущего века". Мы молимся так каждый день. Это потому, что нормой христианского жития является ежедневное причащение. Это постоянная наша пища, которой мы соединяемся со Христом. Если мы не можем это делать ежедневно, то мы должны это делать каждый раз, когда в церкви служится литургия. Это обязанность, а не вопрос желания и настроения.

Некоторые говорят, что апостольское правило (8-е) устанавливает такую обязанность только для священников, так как, если священник участвует в литургии и не причащается, то он запрещается в священнослужении, но для мирян аналогичное апостольское правило (9-е)(см.ниже) это что-то вроде рекомендации, а наказания за его нарушение никакого не предусматривается. Но это заблуждение. Специально, чтоб никто не думал, будто апостольское правило не предполагает одинакового наказания за присутствие на литургии без причащения для мирянина и священника, есть еще одно правило - 2-е правило(см. ниже) святого поместного собора Антиохийского. Согласно ему, миряне за то, что они стоят в церкви и не причащаются просто потому, что не готовились, должны церковной властью быть отлучены от причастия до тех пор, пока не покаются в таком поведении, пока они не явят плодов достойных покаяния.

Это ненормально, когда люди приходят, чтобы просто "послушать литургию". Все молитвы в литургии не для того, чтобы их "слушали", но для того, чтобы в них участвовали. В них речь идет о тех и от имени тех, кто сейчас собирается причащаться и просит получить причастие, а после причащения благодарит за это причастие. Если мы сейчас не собираемся причащаться, то тогда что мы здесь стоим и молимся с теми, кто собирается? А если мы только что не причастились, то за что благодарим? Это все очень важно. Поэтому мы должны все время стараться жить Церковью, во все праздничные и другие дни стараться причащаться. Важнейшим из таких дней является воскресенье, то есть каждую неделю такой день как минимум один.

Еще говорят, что к причастию надо как-то особо готовиться. Но что это за особенность? Если мы православные христиане, то надо сказать иначе: надо особо жить. Христианская жизнь — это такая жизнь, когда ты всегда "особо готовишься".

Что значит "особо жить"? Жить так, чтобы готовиться к причастию, разумеется. Ставить себя перед лицом Божиим, каждый день каяться в грехах и, когда мы имеем такую возможность, перед священником как перед свидетелем приносить исповедь свою Богу. Богу, а не священнику. Это мы должны делать всегда. Это значит, что мы должны готовиться к причастию, которая есть встреча с Богом. Может быть, ближайшая наша встреча с Богом будет не причастие, а такая, когда мы предстанем лицом к лицу, выйдя из этой жизни. Но готовиться мы все равно должны одинаково, нас не касается, каким способом состоится эта встреча — в Евхаристии или по прекращении земной нашей жизни. А если мы не готовимся, то мы и не христиане. И получать разрешение на то, чтобы не готовиться, — это все равно, что получать разрешение на то, чтобы не быть христианами.

Церковь, которая дает разрешение причащаться четыре раза в году, дает разрешение своим чадам не быть христианами. Как может быть такое? Конечно, Бог никого не неволит. Все люди вольны не быть христианами и не нуждаются в разрешении Церкви на то, чтобы христианами не быть. Но не дело Церкви своими руками отторгать от себя своих чад.

Кто-то скажет, что нужен какой-то особенный пост. Действительно, посты нужны для того, чтобы как-то готовить нас к причастию. Но в Церкви очень много дней, например, светлая седмица, когда пощение запрещено, но предписывается причастие.

Но если человек причащается постоянно, то поститься специально перед причастием ему не нужно, а надо просто причащаться, как, кстати, и делают священники. Многие священники говорят мирянам, что им нужно поститься перед причастием, а сами совершенно не постятся, потому что они причащаются все время. Правильно то, что они не постятся, — есть другие необходимые способы подготовки к причастию. Но неправильно они говорят мирянам, чтобы те постились, потому что по канонам, по учению Церкви в отношении к причастию нет никакой разницы между мирянами и священниками. У всех причастие одинаковое — только то, которое есть, и другого не бывает. Все по естеству своему являются людьми, а по ипостаси своей, то есть по личности, являются людьми грешными. Поэтому нет никаких особенных различий между причащающимися мирянами и священниками, но вот если священник своим примером неправильно учит свою паству, то он подлежит осуждению.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 81 , стр: 1 2 3 4 5 Все [только новые]


постоянный участник


Пост N: 1982
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 22:16. Заголовок: Re:


Тогда будем непременно причащаться без постов и молитв? Не абсурдно ли это?

абсурд конечно. но я этого и не говорил.
они составляют аскезу, которая позволяет видеть грехи и каяться.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 198
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 22:22. Заголовок: Re:


Ну, я немножко огрубляю, конечно. Покаянное чувство недостоинства тоже неотделимо от христианства и постоянно живет в нем (см. начало "Пастыря" Ермы). Однако прочитаем Тертуллиана, Минуция Феликса, и наконец, уже относящийся к самому концу гонений "Пир десяти дев" Мефодия Патарского. При всей разнице темперамента и акцентов авторов, общее - это именно активное и СВОБОДНОЕ отношение к миру. Это свобода человека, который завтра может пойти на казнь и готов к смерти, даже ждет ее. И как он готов к смерти, так он готов и к причастию. Для него, как для Павла: "еже жити - Христос, и еже умрети - приобретение есть". И причастие, и плаха для него - это, в конечном счете, одно и то же: встреча и соединение со Христом. Но это совсем не значит, что христианин той эпохи каждый день откладывал по 10 лестовок и постился сухоядением.

После 4-го века это чувство довольно скоро было утрачено. Да и еще в 4-ом веке Златоуст в своих проповедях уже отмечал появление отношения к причастию, как к редкому праздничному ритуалу, прерывающему однообразие привычно-греховной жизни. Святитель порицал это христианское мещанство, но не мог предотвратить его наступление.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1983
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 22:24. Заголовок: Re:


Спаси Христос! В целом понятно.

Мозги надо менять товарищи, мозги! :)

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 677
Зарегистрирован: 12.02.06
Рейтинг: -3

Замечания: Два замечания за мат.
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 22:30. Заголовок: Re:


А что же Симеон пишет:

 цитата:
Христиане древности активно относились к миру, в соответствии со словами ап. Иоанна: "Кто есть побеждаяи мира? Токмо веруяи, яко Исус есть сын Божии". А средневековое благочестие не побеждает мир, оно высчитывает: где ты прегрешил, оступился, осквернился и т. п. И подразумевает, что живя в миру, нельзя не оскверняться.


А что же иереи не желают жить "по-средневековому"? Тогда не причащайтесь без исповеди, а с исповедью каждое воскресенье откажитесь от пищи с растительным маслом во всю седмицу, нас ведь "по-средневековому" вымучивают перед Евхаристией.

Симеон пишет:

 цитата:
Мне кажется, сохранение средневекового порядка (несовершенного и вынужденного, конечно) - это лучше, во всяком случае, на ближайшие времена, чем меры, которые неспособно сейчас правильно и цельно принять ни большинство мирян, ни большинство священников.


Я думаю, что это совершенно не верно. В средние века религия была государствообразующим институтом, в Церкви в силу карьерных и т.п. амбиций могли проникать совершенно чуждые ей люди, а поэтому и был оправдан "карантин". Сегодня же присоединение к Церкви ничего в этом отношении не даёт, принадлежности к Церкви по рождению почти не осталось, а приход к вере является свободным произволением человека, а поэтому "карантин" является неоправданным и грубым в отношении вполне бескорыстного желания людей участвовать (а не присутствовать) в Евхаристическом благодарении.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 202
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.07 22:10. Заголовок: Re:


Я говорю только - НА БЛИЖАЙШИЕ ВРЕМЕНА, потому что представляю духовно-нравственное состояние и иерейства, и паствы, и степень авторитетности иерархов. Сейчас нет сил, нет деятелей, которые могли бы взяться что-то менять в этом вопросе. А если возьмутся так, как они за все остальное берутся, - быть беде.

Феликс пишет:
А что же иереи не желают жить "по-средневековому"?

Иереи и в средние века, конечно же, не постились перед литургией всю седмицу напролет. Они считали и считают, что им как бы положено так: кто-то же должен причащаться и потреблять Дары, раз они принесены? Так что в этом они, в своем роде, верны традиции многих веков.

Феликс пишет:
карантин" является неоправданным и грубым в отношении вполне бескорыстного желания людей участвовать (а не присутствовать) в Евхаристическом благодарении.

Надо все-таки учитывать и русский образ мышления. У нас в народном сознании традиционно молитва связывается с ТРУДОМ, с некоторыми физическими действиями. Это прослеживается по истории, и в практике мирян, и в истории русского иночества. Старообрядчество особенно крепко сохраняет специфические национальные подходы к благочестию. Если русского человека не напрягать трудом и жесткими условиями, то он чаще всего распускается.

Это не выражение моей принципиальной позиции, а попутное практическое соображение, которое я бы учитывал. В принципе - я согласен с Вами. Но на практике всегда надо учитывать всякие возможные подводные камни.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 449
Зарегистрирован: 24.01.06
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.07 22:49. Заголовок: Re:


Симеон пишет:

 цитата:
Должно быть качественное соответствие между одним и другим. Если просто причащать чаще, это же не значит, что автоматически христиане станут лучше.

Да.
KALUGER пишет:

 цитата:
не поддержали маслопомазание на всенощных

Кое-где всё-таки делают.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 135
Зарегистрирован: 22.10.06
Откуда: Латвия, Екабпилс
Рейтинг: 0

Замечания: За развязанный тон.
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.07 17:58. Заголовок: Re:


Симеон пишет:

 цитата:
Да и еще в 4-ом веке Златоуст в своих проповедях уже отмечал появление отношения к причастию, как к редкому праздничному ритуалу, прерывающему однообразие привычно-греховной жизни. Святитель порицал это христианское мещанство, но не мог предотвратить его наступление.


Во время Литургии уклонение от Причастия, действительно очень сурово осуждалось Свтт. Иоанном Златоустом: "Бесчестящему пир не сказали: "Зачем ты за столом?", но: "Зачем ты вошел?" Итак, кто находится здесь, но не участвует в Таинстве, тот дерзок и бесстыден. Я спрашиваю вас: если некто придет на званый пир, и умоется, и возляжет, и приготовится есть, но ничего не вкусит, не нанесет ли он тем самым бесчестья пиру, на который приглашен? Ты находишься здесь среди тех, кто молитвой приуготовляется к принятию Таинства. И коль скоро ты не уходишь, значит, признаешь себя одним из их числа, - но в конечном счете отказываешься причащаться вместе с ними! Не лучше было бы тебе вовсе не приходить? Ты скажешь, что недостоин. Я же отвечу тебе, что тогда ты недостоин и молиться, ибо молитва есть приуготовление к принятию св. Таинства!" (Иоанн Златоуст. Комм. на Послание к эфесянам, гл.I, гомилия III, 4.)”Приступим, увещеваю вас, со страхом, с великим уважением и благоговением к приобщению Святых Тайн. Разве вы не знаете, как стояли ангелы при гробе, не имевшем тела Господня, при гробе пустом? Так как он уже содержал в себе тело Господа, то они воздают великую честь и самому месту. Ангелы, превосходящие наше естество, с таким уважением и благоговением стояли при гробе… Помысли, что такое предлежит, и для чего оно…Помысли, что такое изливается. Это — Кровь, Кровь, которая изгладила рукописание грехов, Кровь, которая очистила твою душу, которая омыла твои нечистоты, которая восторжествовала над началами и властями. Приступай же к ней с великим благоговением. Приступай к сей страшной Чаше так, как бы ты пил от самого ребра Христова.” Иоанн Злт.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 1258
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 12:43. Заголовок: Re:


Cergiy
Мне думается, редкое причащение связано с желанием защитить Святыню Тела и Крови Христовой от осквернения недостойным причащением. Именно по этому с нравственным упадком христианского общества Чаша все дальше и дальше отодвигается от христиан, появляется иконостас который отделяет верующих от алтаря где происходит священнодействие, иконостас становится все более и более сплоченным, высоким. Преподавать Тело Христово начинают со лжицы, а не непосредственно в руки, как было в древности. Причащение становится все более и более редким, сначала постами, в староверии уже раз в год максимум.
Новоябрядцы-обновленцы, в след за католиками, призывают причащаться каждую службу без исповеди, предварительного поста и вычитывания положенных молитв - все это привело к тому, что к Евхаристии стали относиться: как к обычному ритуалу, обыденно, буднично, кощунственно равнодушно...

 цитата:
И кто Мои страшные тайны не знают
И мнят, что Мой огненный хлеб они держат,
Но хлеб Мой они, как простой, презирают,
И думают, будто кусок они видят
И хлеб лишь едят, а невидимой славы
Моей совершенно увидеть не могут.



 цитата:
Как некогда скверный предатель Иуда
Взял хлеб от Меня и вкусил недостойно,
Как будто был хлеб тот простой и обычный,
И тотчас "по хлебе" вошел в него дьявол
И сделал бесстыдным предателем Бога,
Своей исполнителем воли коварной,
Рабом и слугой своим сделал Иуду,
Так точно случится в неведенье с теми,
Кто дерзко и с гордостью и недостойно
К Божественным Тайнам Моим прикоснутся.
Особенно главы епархий, престолов,
Священноначальники часто имеют
И прежде Причастья сожженную совесть,
И после - совсем осужденную совесть.


Прп. Симеон Новый Богослов (11в.)

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 9
Зарегистрирован: 02.02.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 12:55. Заголовок: Re:


Я очень много дискутировал на эту тему с никониянами и могу провести параллели в этом вопросе. Во-первых, ни никонияне, ни християне не могут дать канонического обоснования поста перед Причастием. Ссылки на Типикон и Сын церковный не считаются, так как это книги не определяют статус християнина. Номоканон - определяет, и говорит, что нужно делать, чтобы быть християнином, и чего не делать.
Так вот, все мы знаем, что пост в субботы и воскресенья мясоеда отлучает християн от Церкви Христовой, т. е. делает их еретиками.
Типикон не говорит о наказании за непощение перед Причастием и не отсылает нас к правилам Апостолов и Соборов. Поэтому в данном месте Типикон расходится с Номоканоном. Очевидно, что авторитет Номоканона выше авторитета Типикона.
И еще. Мне один священник сказал: "говеть перед Причастием - это не грешить, а правил, запрещающих грешить ты не найдешь". Я его чуть не расцеловал - суть выразил правильно.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 305
Зарегистрирован: 27.02.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 13:01. Заголовок: Re:


Алексей С. пишет:

 цитата:
Номоканон - определяет, и говорит, что нужно делать, чтобы быть християнином, и чего не делать.



Христианство - это вера, надежда, любовь. А не свод правил. А-ля Талмуд. Но, чтобы совсем отсебятину не творить, придерживаются традиции: "Око Церковное", "Сын Церковный" и т.д.


Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 1259
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 13:06. Заголовок: Re:


Алексей С. пишет:

 цитата:
Типикон не говорит о наказании за непощение перед Причастием и не отсылает нас к правилам Апостолов и Соборов. Поэтому в данном месте Типикон расходится с Номоканоном. Очевидно, что авторитет Номоканона выше авторитета Типикона.




 цитата:
Егда хочет кто причаститися святых Христовых тайн, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребывати в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и со страхом, и велим благоговеинством примет пречистыя тайны.
(типикон, гл.32 о причащении Христовых тайн).



Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1995
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 14:03. Заголовок: Re:


может у никонеян и начинают относиться к этому как к ритуалу(в чем я не совсем согласен), у старообрядцев же и вовсе забыли что это значит и что это центральное Таинство(ну это конечно сказанно с преувеличением про незнание).

так вот. смысл христианской жизни это обожение.

я же уже говорил и написано в заглавном постинге, что надо просто жить по христиански, а тот кто живет не по христиански и думает что попостившись четыредесятницу он чего-то там достоин - очень глупый и неразумный человек.

вот и весь смысл жить надо по-христиански а то получается профанация. получается просто, что большинство людей никакие не христиане.

и св.Симеона вы прилепили совсем не кстати, потому что там говорится, про то что если не осознаешь к чему подходишь и не юлагоговеишь. что-то мне странно представить христианина который не благоговеет и не трепещет и не осознает своей греховности. это не христианин.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1996
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 14:04. Заголовок: Re:


придерживаются традиции

а мне может быть больше нравится другая традиция, не та, что ы указали. она же ведь тоже имеет право на существование.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 309
Зарегистрирован: 27.02.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 14:06. Заголовок: Re:


Cergiy пишет:

 цитата:
а мне может быть больше нравится другая традиция, не та, что ы указали. она же ведь тоже имеет право на существование.



Тогда это будет уже не старообрядчество, а что-то иное. Некая реконструкция...

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1997
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 14:09. Заголовок: Re:


а что-то иное

так пусть будет православие.

ведь вы же сами не отрицаете что традиции в Церкви меняются и в этом нет ничего страшного.
не надо зацикливаться. вермя не остановилось ни в 10 веке, ни в 17.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 310
Зарегистрирован: 27.02.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 14:12. Заголовок: Re:


Cergiy пишет:

 цитата:
ведь вы же сами не отрицаете что традиции в Церкви меняются и в этом нет ничего страшного.


меняться меняются и страшное происходит. Мы привыкаем к страшному.

Cergiy пишет:

 цитата:
вермя не остановилось ни в 10 веке, ни в 17.


Откуда такой оптимизм?

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1998
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 14:16. Заголовок: Re:


Откуда такой оптимизм?

потому что как минимум есть две даты, и то, как даже и 100 лет назад жили, в полноте не соответствует ни вермени 17 века ни 10.


меняться меняются и страшное происходит.

я не очень понимаю, что вы имеете ввиду.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 1263
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 14:21. Заголовок: Re:


Cergiy пишет:

 цитата:
св.Симеона вы прилепили совсем не кстати, потому что там говорится, про то что если не осознаешь к чему подходишь и не юлагоговеишь. что-то мне странно представить христианина который не благоговеет и не трепещет и не осознает своей греховности. это не христианин.


Я "прилепил" поясняя свою мысль:

 цитата:
Новоябрядцы-обновленцы, в след за католиками, призывают причащаться каждую службу без исповеди, предварительного поста и вычитывания положенных молитв - все это привело к тому, что к Евхаристии стали относиться: как к обычному ритуалу, обыденно, буднично, кощунственно равнодушно...



Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 1999
Зарегистрирован: 02.06.05
Рейтинг: -6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 14:26. Заголовок: Re:


так дело в том, что масса не может быть христианской.

я уверен что у них есть много нормальных думающих людей именно в этом смысле. поэтому не надо перегибать палку. хорошо что мы не знаем как на руси думал простой люд о причастии, а то боюсь, ничего хорошего.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 10
Зарегистрирован: 02.02.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 15:04. Заголовок: Re:


Цитата из Типикона показательна.
Если в Номоканоне 64 Апостольское правило заканчивается словами - "священный извергается, мирской отлучается", то что же будет християнину если он, вопреки Типикону, не будет пребывать в посте и причастится?


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 81 , стр: 1 2 3 4 5 Все [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет