On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Пост N: 1129
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.07 14:48. Заголовок: Гари. Что Вы думаете об этом?


"Сам же Игнатей, собрав две тысящи и пятсот, и со всеми заключившася в монастыре в Палеострове, и взяв множество книг, и чудотворныя иконы, и прочия цервоквныя вещи, и ту пожгоша сами себе вси от мала и до велика их, иконы же, и книги, и церков пожгоша. По двою лету сего ужаснаго и страшнаго пожара Ерман, старец соловецкий, и ученик его Емельян, и собравше болше двою тысящ поселянских мужей, жен и детей в той же монастырь, в Палеостров, и сотворивше такожде, якоже Игнатий, сожгоша сами себе, икон же и книг многочисленное с ними згореша, церков же и монастырь до основания сожгоша" («Жалобница» поморских старцев (1691 г.))
самоможжения отмечались на Саянах еще в 1940-х гг

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 45 , стр: 1 2 3 Все [только новые]







Пост N: 249
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг: 0

Замечания:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.07 14:56. Заголовок: Re:


ну гари осудили вроде как

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 12
Зарегистрирован: 14.04.07
Рейтинг: 0

Замечания:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.07 15:14. Заголовок: Re:


Ksenos пишет:

 цитата:
ну гари осудили вроде как

Инок Евфросин соорудил на етот счет книжку. А Аввакум их весьма похвалял (гари ети)

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 1131
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.07 15:27. Заголовок: Re:



 цитата:
- Жил в пустынной келье с тремя учениками... В Поломском лесу недалеко от Улангера,
на речке на Козленце, келья у него была. До сих пор благочестивые люди туда
сходятся поклониться святому пеплу Христа ради сожженных... Пришел Варлаам
в здешние леса из Соли-Галицкой, а в Соли-Галицкой был он до того
приходским попом в никонианской церкви. Познав же истину, покинул тамошний
град и паству свою, хотя пустыню лобызати и в предании святоотеческом
пребыть...
Принят же был от отца Софонтия вторым чином, пострижения иноческого от
руки его сподобился и, живя безысходно в келий, все священные действа над
приходящими совершал. Много душевным гладом томимых, много спасения
жаждущих в пустыню к нему притекало, он же, исправляя (Исповедуя. ) их,
причащал старым запасом (Запасные дары. ), что от лет патриарха Иосифа был
сохранен. Книг же имея довольно, отовсюду собираше правоверных на
книгоучение, утверждая их в древлем благоверии. Уведали о том мирские
галицкие начальники и послали ратных людей со всеоружием и огненным боем
изыскать отца Варлаама и учеников его... И более шести недель ходили ратные
люди по лесам и болотам, ищучи жительства преподобного. Он же, божественным
покровом прикровен, избежа рук мучителевых... Тогда изыде Варлаам из
пустыни и прииде к отцу Софонтию совета ради, что сотворити при таковом
тесном обстоянии... И много беседоваху преподобные отцы от святого писания
и всю нощь пребыли в молитвах и псалмопениях. И благословил пречестный отец
Софонтий того пустынножителя Варлаама огненною смертию живот свой скончати,
аще приидут к нему ратные люди, лести же их отнюдь не послушати...
Тако поучал Варлаама блаженный Софонтий златоструйныма своима усты:
"Не бойся, отче Варлааме, сего временного огня, помышляй же о том, како бы
вечного избежати... Малое время в земном пламени потерпети, вечного же
царствия достигнути!.. Недолго страдати - аки оком мигнуть, так душа из
тела выступит... Егда же вступишь во огнь, самого Христа узришь и
ангельские силы с ним. Емлют они, ангелы, души из телес горящих и приносят
их к самому Христу, царю небесному, а он, свет, их благословляет и силу им
божественную подает... Чего бояться огня?.. Гряди с мучениками во блаженный
чин, со апостолы в полк, со святители в лик!..
И тако довольно поучи Варлаама и благослови его идти в пустынную келию
на сожжение... На утрие же ратные люди обретоша келию и восхотеша яти отца
Варлаама со ученики его... Они же, замкнув келию, зажглися... И ужаснулись
ратные, видя такое дерзновение... Лестию пытали самовольных Христовых
мучеников из запаленной келии вызвать, обещая учинить их во всем
свободны... Они же не смутишася... Аки отроцы вавилонстии в пещи горящей,
тако и они в келии зажженной стояли и среди пламени и жупела псалом
воспевали: "Изведи из темницы душу мою,- мене ждут праведницы!.." И тако
сгорели телесами... Души же блаженных страстотерпцев, аки злато в горниле
очищенное, ангелы божии взяху и в небеса ко Христу царю понесли. Господь
благослови жертву сию чисту и непорочну.



Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 1132
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.07 15:31. Заголовок: Re:



 цитата:
- Вспомянуть бы вам, отцы, матери, вспомянуть бы вам лета древние и
старых преподобных отец!.. Почитать бы вам письма Аввакума
священномученика, иже с самим волком Никоном мужески брань сотворил...
Вельми похваляет он самовольное сожжение за Христа и за древлее
благочестие... Сам сый в Пустозерске сожженный, благословляет он великим
благословением себя и обителей свои сожигать, да не будем яты
врагом нечестивым!.. Тако глаголет: "Блажен извол сей о господе!..
Самовольнии мученицы Христови!.."
- Видя налегающую силу злого нечестия,
по многим местам христиане огню себя предавали, из пламени со ангелы в
небеса к самому Христу восходили... Недалеко от нас, от Улангера, всем
ведомо достопоклоняемое место, иде же преподобный Варлаам со ученики
огненной смерти сам себя предал... И его, как нас теперь, хотели места
святого лишить... Не восхотел блаженный покоритися, не восхотел изыти из
келии, огнем венчался... Поревнуйте, отцы, матери, доблему сему Варлааму!..
Паче прежнего освятите места сии пеплом своим!.. Внидите огненным путем в
райские светлицы!.. Сожегши грешные телеса, водворите праведные души своя
во обителях бога вышнего, от начала веков любящим его уготованных!..
- Не заградит маловерие ваше уста моя!.. Пою Богу, дондеже семь!..-
громким голосом вскричала Клеопатра и огненным взором обвела собранье.
И все меж собой тревожно переглянулись, и у всех на устах замерли
крылатые речи.
- Чего страшитесь? - продолжала Клеопатра.- О несмысленые!.. Обуяли
вас прелести многомятежного мира!.. Огня ли временного страшитесь, о
вечном пламени не помышляя?.. Не убойтесь!.. Земную муку претерпевши,
световидных венцов в небесах удостоитесь... Дерзайте во славу Божию,
не устрашайтесь!.. Временный огнь токмо греховное тело разрушает, душу же
от вечного пламени спасает!.. Телесную муку не долго терпеть!.. Миг един, и
ангелы души ваши к самому Христу вознесут... Дерзайте убо, правовернии!..
Поревнуйте древним отцам-страстотерпцам!.. Тем посрамите врага
видимого, тем победите и врага невидимого, иже есть человекоубийца
искони!..



Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 258
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Москва
Рейтинг: 0

Замечания:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.07 15:41. Заголовок: Re:


инспектор шульц пишет:

 цитата:

Инок Евфросин соорудил на етот счет книжку. А Аввакум их весьма похвалял (гари ети)

Это я знаю...я о позжем осуждении...в первое время, когда были гонения страшные и отношение к гарям было другое...к ним большинство благосклонно было...

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 530
Зарегистрирован: 03.07.05
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.07 17:35. Заголовок: Re:


Зри разъяснения по сему вопросу в «Истории Выговской пустыни» И. Филиппова в главах 4 (о запоре Палеостровскаго монастыря и в нем о скончании отца Игнатия с прочими) и 7 (О втором запоре в Палеостровском монастыре отца Германа и с ним прочих скончавшихся). Отчасти по сему вопросу есть в исследовании Е. М. Юхименко в книге «Выговская старообрядческая пустынь», стр. 18-21. Подробнее она же в своем подробном исследовании «Каргапольские «гари» 1683-1684 гг. (К проблеме самосожжений в русском старообрядчестве)» в сборнике «Старообрядчество в России (17-18 вв.) приходит к таким выводам, на основании исследуемых ей исторических источников о ранних гарях: «Проблема самосожжений в старообрядчестве представляется крайне сложной и еще недостаточно изученной. Документальный материал, в тех случаях, когда его удается полностью выявить, как по Каргопольским «гарям» 1683-1684 гг., указывает на вынужденный характер «огненной смерти». Старообрядцы, переходя на новые, незаселенные места и основывая здесь свои поселения (по деревенскому типу), все время находились под угрозой преследования, что заставляло их принимать меры к укреплению и возможной обороне своих «селищ». Самосожжение происходило лишь тогда, когда воинская команда, окружив постройки, грозила «добыть» непокорных живыми, что означало либо отказ от старообрядчества, либо предание суду и смертную казнь. В отношении Палеостровских «гарей» мы пока не располагаем исчерпывающим документальным материалом. Отдельные выявленные документы не дают полной картины этих событий, однако очевидно, что захват старообрядцами Палеостровского монастыря имел особый идейный смысл: попытку повторить подвиг стояния за веру соловецких сидельцев» [«Выговская старообрядческая пустынь». Е. М. Юхименко, стр. 18-19].

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 401
Зарегистрирован: 21.12.05
Откуда: Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.07 18:29. Заголовок: Re:


насколько знаю, последние самосожжения были в 1930-х - 1940-хе гг. у часовенных в Саянах.
вообще же это специфически филипповская традиция, отчасти именно потому их и осталось так мало
из исследований специально по теме зри:

Сапожников, Д. Самосожжение в русском расколе. (Со второй половины XVII века до конца XVIII). Историч. очерк. М., 1891
Сырцов И.Я. Самосжигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии. Тобольск, 1888


Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 531
Зарегистрирован: 03.07.05
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.07 22:18. Заголовок: Re:


WWN пишет:

 цитата:
вообще же это специфически филипповская традиция, отчасти именно потому их и осталось так мало


Интересная логика: уменьшение количества филипповского согласия может быть вызвано только традицией самосожжения!
С середины 18 в. согласие филипповцев стало значительно возрастать, и в 19 в выделилось в одно из самых многочисленных «безпоповских» согласий. И что-то не видно чтобы с 19 в. их умаление было вызвано «традицией» самоистребления.
К тому же всякая «традиция» должна подтверждаться защитой и оправданием некиих апологетических сочинений. Насколько мне известно филипповские самые ранние источники, начиная с «самосожжения» самого Филиппа описывают именно насильственный со стороны гос. власти вынужденный характер бывших у них самосожжений. Так же и известный описатель (в будущем и киновиарх) Выговского общежительства Иоанн Филиппов в своей рукописи представил вынужденный (из-за насильства властей) подвиг старца Филиппа со товарищи, хотя Филипп состоял с Выгом того времени в непримиримых позициях в отношении моления за царя. Правда вот только поздние выговцы отредактировали рукопись Иоанна Филиппова, исключив в своих позднейших списках сию главу (115) из книги. Возможно они и были заинтересованы в придании неудобного для них нового согласия своих интерпретаций бывшим у филипповцев самосожжений.
Синодальные же исследования, мне видится, Юхименко правильно охарактеризовала «самосожжения рассматривались как форма религиозного и социального протеста, предпринимались попытки объяснить факты самосожигательства массовым психозом, увидеть в этом явлении отголоски языческой символики. Но за недостатком материала практически не исследовались конкретные формы организации тех общин, в которых происходили самосожжения; отрывочность разбросанных в разных источниках сведений о «гарях» дополнялась по большей части односторонней трактовкой фактической стороны событий» [Каргапольские гари, стр. 74]. Т. е. психологическую картину эти историки воссоздавали исключительно по факту гарей. Причины и обстоятельства потерпевшей стороны при этом практически не учитывались. И похоже эти историки вообще мало были заинтересованы в обретении таковых материалов.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 434
Зарегистрирован: 24.01.06
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.07 23:55. Заголовок: Re:


Игорь Кузьмин пишет (цитирует):

 цитата:
Самосожжение происходило лишь тогда, когда воинская команда, окружив постройки, грозила «добыть» непокорных живыми, что означало либо отказ от старообрядчества, либо предание суду и смертную казнь

Неужели "гарь" предпочтительнее смертной казни?

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 3471
Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.07 00:05. Заголовок: Re:


Jora пишет:

 цитата:
Неужели "гарь" предпочтительнее смертной казни?

Я бы не дерзнул не только осуждать, но и рассуждать об этом. Нам неведомы их мысли. А Господь и с ними, и с нами разберется, как Ему угодно.
Вот если б они отступили...

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 532
Зарегистрирован: 03.07.05
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.07 02:37. Заголовок: Re:


Jora пишет:

 цитата:
Неужели "гарь" предпочтительнее смертной казни?


Материалы судных дел [которые исследовала Е. Юхименко] обычно не показывают что стоит за скупыми докладами.
Обычно как в случае с каргопольскими беженцами в пустыни бывало так: По настоятельным просьбам никонианского духовенства, в данном случае митр. Корнилия «14 янаря 1684 г. из Стрелецкаго приказа в Посольский был направлен «для посылки на Колмогоры» подполковник московских стрельцов Федосей Юрьевич Козин. Царской грамотой от 19 января 1684 г. ему приписывалось ехать в Доры «с великою осторожностью и чтоб прежде времени те воры о приезде ево не сведали и не разбежались в леса. А приехав, ему те места (где староверцы решили основать свое жительство) обступить, чтоб нихто не ушел, и, обступя, тех всех воров и раскольников з женами и з детьми переимать и, перевязав, привести на Двину, а животы их и хлебные запасы, переписав, перевести Каргопольскому уезду в ближние волости и, перепечатав, приказать до указу великих государей беречь той волости старосте и крестьяном. А жилища тех воров и пристанища разорить и зжечь». Кроме того, следовало провести сыск по всей округе. 28 января 1684 г. была послана царская грамота на Двину воеводе Н. К. Стрешневу, который должен был дать Ф. Козину 300 стрельцов «с ружьем», а затем проводить следствие над теми доставленными из Дор старообрядцами, которые выкажут «церкви Божии противность»… В конце февраля 1684 г. Козин выслал в Холмогоры двинскому воеводе Н. К. Стрешневу в сопровождении стрельцов взятых в Дорах чернеца Андроника и «белцов мужского и женского полу и робят» 100 человек, из которых в дороге и на Холмогорах умерло 17. Для обращения к церкви старообрядцы по поручению Афанасия, архиепископа новооткрывшейся Холмогорской и Важеской епархии, были отданы протопопу Спасского собора Петру и ключарю попу Алексею. 13 марта 1684 г. эти духовные лица объявили воеводе Стрешневу, что все дорские старообрядцы (82 человека), за исключением чернеца Андроника принесли повиновение… Непоколебимым в вере остался старец Андроник… 8 апреля 1684 г. состоялся приговор Боярской думы, а 15 апреля царский указ: «того черньца Андроника за ево против святаго и животворящаго креста Христова и церкви ево святой противность казнить, зжечь». По получении указа Андроник был сожжен в срубе» [Е. Юхименко «Каргапольские гари», стр.70-73].
А теперь представьте себе что значит это скупое чиновничье 82 чел. «принесли повиновение» господствущей церкви, т. е. те кто или уже принимал участие в неудавшихся гарях или готовился принять но не успел вовремя приготовиться. Можно ли таковых простыми увещаниями убедить отречься от своей веры? Посему по документам вот только единицы могли «не принести повиновение» за что и сожигались. А какими методами приводили к повиновению в то время никонианской церкви «раскольников» можно почитать в других книгах.
Посему то целью никониан было не просто сжечь непокорных «раскольников» за неповиновение, но именно использовать все средства чтобы привести к повиновению. Т. е. здесь смертная казнь даже не минутное сожжение, но бывало очень длительный процесс изощренных пыток.
Если же Вы желаете знать насколько оправдано в св. писании такое вынужденное предание себя смерти, то зрите на сайте «Староверие в документах» письмо Петра Прокопьевича «Ответ о самоистреблении».

Спасибо: 0 
Профиль
moderator




Пост N: 776
Зарегистрирован: 29.05.05
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.07 03:19. Заголовок: Re:


Для примера привожу отрывки из одного исследования:

Остановимся подробнее на двух из приведенных в таблице примерах для иллюстрации того, насколько добровольными были присоединения крестьян к православию в результате увещеваний: 1. По распоряжению Исетской канцелярии и требованию протоиерея Петра Флоринского в июне 1750 года были собраны в Челябу все записные и потаенные раскольники с женами и детьми из Шадринского и Окуневского дистриктов. Все они, по добровольному увещеванию, обратились в православие. Но 12 человек из них, собравшись на зимке в 4 верстах от Челябы, сгорели.
2. В октябре 1750 года в Буткинскую слободу для проверки и увещевания раскольников прибыли управитель Окуневского дистрикта Иван Руков и наместник Далматовского монастыря иеромонах Митрофан. Они привели к православию около 30 человек. В то же время крестьянин д.Смолиной Елизар Тельминов и его родной дядя Кирилл Тельминов стали созывать народ в избу, стоящую на задах д.Смолиной, собралось 64 человека, в том числе и те 30, которые только что обратились в православие, и на глазах соседей, в полдень 20 октября все сгорели (63).
Снятие с митрополичьего престола Сильвестра несколько приостановило волну протеста, однако во второй половине XVIII столетия случаи самосожжений на изучаемой территории так же имели место: в 1771 году в д. Мочалова Исетской провинции сожглось неизвестное количество человек(64), в 1799 г. в Ишимском уезде Тобольской губерниии в гари погибло 17 человек (65). Кроме того, помимо самосожжений старообрядцами применялись и другие виды самоубийств, так канцелярией Синода было заведено дело «О раскольниках самоубийцах в Тобольской епархии», где отражен случай 1782 года, когда под воздействием проповеди Мензелина в озере Сазыкуль утопилось 53 человека(бб). В целом, можно согласится с замечанием Никольского Н.М.: «Горели сотнями и тысячами, по приблизительному подсчету количество сгоревших к концу XVIII века достигало почти 9 тысяч человек (по России) - цифра по тогдашнему масштабу огромная» (67).


Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 435
Зарегистрирован: 24.01.06
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.07 05:13. Заголовок: Re:


Сергiй пишет:

 цитата:
Я бы не дерзнул не только осуждать, но и рассуждать об этом

Я не о них, Царство им Небесное, а вообще об этом интересном явлении.
Один весьма начитанный человек говорил, что археологические исследования одной из "гарей" показали, что поджог делался СНАРУЖИ ЗДАНИЯ. Т.е., никониане могли поджигать и пускать слухи о нашем мракобесии.
А ещё слышал, что в Прологе есть такое место. Воины вели мать с дочерями на казнь, ну и военые решили поиспользовать девиц... Но мать, недолго думая, - в воду их, и утопила, и вроде похваляется она в Прологе. Знатоки, простите, пишу с чужих слов.


Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 1135
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.07 09:35. Заголовок: Re:


Jora пишет:

 цитата:
А ещё слышал, что в Прологе есть такое место. Воины вели мать с дочерями на казнь, ну и военые решили поиспользовать девиц... Но мать, недолго думая, - в воду их, и утопила, и вроде похваляется она в Прологе. Знатоки, простите, пишу с чужих слов.



 цитата:
Октября в 4-й день в Пролозе пишет: святыя мученицы Домнины и дщерей ея Киринеи и Проскудии; сия жены, божественною ревностию подвигшеся, и оставльше домы и сродствия, в землю чужу преидоша, и тако бежавше, достигоша Едес; и тамо ходящим тем, внезапу ста муж и отец, воины имуще, к зачало вратом доспевше и яша я, и доидоша в Ераполь. Река же течаше путем, им же идяху; они же, утаившеся от воин, ядущим им хлеб, и молитву сотворше, наскоре внидоша в реку, вдашася струям водным, и тако скончашася, — разсудивше, яко любве ради Христовы лучше есть водою утопитися, нежели беззаконным в руце вдатися.



 цитата:
Сентября в 3 день, в житии священномученика Анфима, епископа Никомидийскаго, пишет: в тоже время, к тягчайшей скорби христианом, вещь прилучися сицева: неведомо откуда зажгошася палаты царския и велика часть их сгоре, еже злочестивии на христиан возложиша, глаголюще: яко христиане от ненависти запалиша; тогда ярость царева распалися зело и паче зверя люта возрыка, пожирая христианы, их же великия громады мечами посецаеми бяху, онии огнем зажигаеми; но и сами от верных мнози Христовою любовию разжегшеся, яко в некую прохладу, во огнь себе вметаху.

Марта в 22 день, в Прологе, святыя мученицы Дросиды, дщери Трояна царя, тако пишет: Таковому же повелению изшедшу, и слышавша сия раба Божия Дросида, яко кождо от христиан, веры ради и любви Христовы, вревают сами себе в пещь, — и прочее чти, иже да тамо смотрит пространнее.

Месяца августа в 1-й день, — о Моккавеох и матери их Соломонии, пишет, на конце слова, сице: Мати же их Соломония, понеже скончавшихся онех виде. и не стерпевши рук человеческих нападения, помолившися и в разжегшуюся сковраду себе вверже, и тако Богу дух предаде.

В Гронографе повествуется, в царство греческое Льва Исаврянина, страдание преподобномученицы Феодосии девиды. Ревностию же божественною разжогшеся, честныя и преподобныя жены: Феодосия девица, и Анастасия Патрикия и инии, опровергше лествицу на землю, низверзают окаяннаго, и влекуще, смерти предаша; и вшедше в церковь, злочестиваго патриарха камением побиваху, наемника наричуще, а не пастыря. Он же возвещает царю таковая. Злочестивый же Лев повеле вся мечем изсещи: и мнихи, и иерея, и многие простца умучи и смерти предаде; инии же благочестия ради сами предавахуся смерти; друзии же в пустынях крыяхуся.

Октября в 24 день, в житии святаго мученика Арефы повествует, како младенец от рук жидовина исторжеся и во огнь скочи к матери своей, — списатель глаголет: и бысть мати с сыном жертва и всесожжение благовонно Богови, — слава Богу, умудрившему тако малаго младенца.

В Книзе Царственной поведает сице: рязанская княгиня благоверия ради с сыном своим Феодором заразилася о землю с высокаго крыльца, от Батыя царя.

Октября в 15 день, в житии Лукиана пресвитера, великия Антиохии, пишет: глаголю же, яко некая девица, именем Пелагия, ученица Лукианова, егда веры ради Христовы на мучение бысть послана, боящеся, да не насиловано будет девство ея, скачи от высокаго окна и, падши, разбися, и умре, юже вернии с мученики почтоша.

В Зерцале Великом пишет, како Софрония, жена старосты римскаго, сама ся зареза, иже не хотяща скверному смешению Максентию царю приити.


"Ответ о самоистреблении" П. Прокопьев


Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 1137
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.07 10:54. Заголовок: Re:


Игорь Кузьмин
Насколько я понял, Вы оправдываете самоубийство староверцев, совершенное с целью избежать мук от гонителей, которые можно и не перенести и отречься от веры, а без такой опасности от властей самоубийство не оправдано, правильно я Вас понял?

Но были в те времена и проповедники самосожжения как общего для всех староверцев богоугодного дела, так ведь?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 179
Зарегистрирован: 06.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.07 11:06. Заголовок: Re:


Инок Евфросин написал "Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей" (1691), где он говорит о самосожигательстве как о ереси и страшном преступлении, приводя свидетельства отнюдь не в оправдание, а в осуждение самосожженцев. "Отразительное писание" сообщает о бывшем тогда же "соборе гонимой Церкви" (указано число участников - иереев, иноков и бельцов), осудившем самосожжения, повелевшем отлучать от Церкви проповедников сомосожжений, а погибших в них причесть к вольным самоубийцам и не удостаивать никакого поминовения. В начале 18 века соборы на Керженце осудили и запретили распространять письма, распространявшиеся от имени прот. Аввакума в пользу самосожжений "Жалобница поморских старцев" на эту же тему, возможно, тоже связана с деятельностью ин. Евфросина.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 1138
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.07 11:14. Заголовок: Re:

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 533
Зарегистрирован: 03.07.05
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.07 12:22. Заголовок: Re:


САП пишет:

 цитата:
Насколько я понял, Вы оправдываете самоубийство староверцев, совершенное с целью избежать мук от гонителей, которые можно и не перенести и отречься от веры, а без такой опасности от властей самоубийство не оправдано, правильно я Вас понял?


Я согласен что те свидетельства от св. писания (Зри письмо П. Прокопьева), которые приводили себе в оправдание принимавшие решение о самосожжении, тождественны были переживаемому времени. Но в сих свидетельствах не исповедуется что смерти должно предавать себя без всякой искушающей веру причины. Посему таковые смосожжения оправданы. Иные случаи следует рассматривать отдельно. Т. е. не только по факту и обличениям различных противников любого самосожжения, но и аппологии самих самосжигателей.

САП пишет:

 цитата:
Но были в те времена и проповедники самосожжения как общего для всех староверцев богоугодного дела, так ведь?


Пока о таковых можно составить лишь впечатление из соч. типа Ефросинова «Отразительного писания» или «Жалобницы». Но в них свидетельства представлены слишком односторонне, с усилием больше на литературные достоинства (зри исследов. Елеонской А. С. Русская публицистика 2-й пол. 17 в., 1978 г.), способные оказать некое психологическое воздействие на читателей, чем озабочены приведением доказательной аргументации против обоснований уничижаемой стороны. Достаточно здесь сравнить его описание Палеостровских гарей и Выговское. А на его свидетельства о каргопольских гарях по документальным материалам Е. Юхименко пришла к таковым выводам, которые я и привел в первом постинге.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 1142
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.07 12:52. Заголовок: Re:


Игорь Кузьмин пишет:

 цитата:
Но в сих свидетельствах не исповедуется что смерти должно предавать себя без всякой искушающей веру причины.


В "Ответах о самоистреблении" П. Прокопьева приводятся свидетельства, что сами себя предавали смерти искушаемые от похоти, т.е. они почитали это достаточной причиной, чтоб идти на добровольную смерть:

 цитата:
Преподобный Иоанникий, о нем же в житии его повесть представительне ноября в 4 день: уведа некую девицу в монастыре женстем, зело палиму блудною страстию, и уже хотящу иночество оставити, и в мир отъити из монастыря, и сочетатися мужу. Помолився о ней святый, да избавится от страсти тоя лютыя, вся же брань та да на него прейдет, еже и бысть, — нападе бо вся напасть она на святаго; он же терпяше крепко, трудя плоть свою великими подвиги; обрет же негде змия страшна, в разселине земной гнездящася, умысли вдати ему себе в снедь, изволяя умрети паче, неже соизволяти нечистым мыслем и оскверняти чистое тело свое; и ввержеся к змию, да снеден будет от него.

Преподобный Иоанн Лествичник, в слове 15 своея книги, поучая от жен удалятися, глаголет: аще ли же за еже скудни потреб есмы, беседовати с ними понуждаемся, да изволим паче гладом умрети, нежели от жен питатися. Хощем бо Богу умерщвлени быти, сущии бо, рече, по плоти Богу угодити не могут. Той бо Сам тесный и прискорбный путь заповеда, ведущ в царство небесное.

Преподобный Иларион в слове своем к брату некоему, в пустыне сущему, глаголет: аще и гладом случит ти ся умрети, да не изыдеши: не на сытость бо мира изшел еси, но на искание вечных благ.



А Вы пишите:

 цитата:
Я согласен что те свидетельства от св. писания (Зри письмо П. Прокопьева), которые приводили себе в оправдание принимавшие решение о самосожжении, тождественны были переживаемому времени.



Так от похоти, особенно безбрачные беспоповцы, всегда искушаемы бывают, и мир искушает о чем Вы писали:

 цитата:
Вы посмотрите какое количество людей сейчас не только благочестие, но ради любви к мирским потребам, вообще всякую веру забвению предает. Сравните хотя бы нравственное состояние российского общества современного и 19 в. Дьявол сейчас практически безпрепятственно использует главное свое оружие: «Вопрос. Чесо ради людие в последняя лета от веры отступят и абие к ереси приступати имут. Ответ. Трех ради вин… Вторая вина сия есть, ея же ради отступят от православныя христианския веры. Понеже возлюбят мира сего славу и красоту, и всякое наслаждение его. и боящеся лишени быти тленнаго своего богатства, еже приобретоша, и желающе себе большее избыточество получити, телеснаго ради питания, и прочих миролюбных вин, бегающе нищеты и утеснения» [Б. Катихизис].
Сейчас практически уже не осталось законов и обычаев где либо, служащих защите христианской (да и вообще любой религиозной) совести. Само пребывание в такой среде не может не отразиться пагубно на нравственном состоянии всякого благочестивого христианина. Сейчас, мне видится, несравненно больше для всякого благочестивого христианина искушений для уничижения своей веры, мы просто даже порой уже и не замечаем как отрекаемся от исповедничества малодушия ради и страха.



Почему же сейчас перестало быть актуальным самосожжение староверцев?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 534
Зарегистрирован: 03.07.05
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.07 14:01. Заголовок: Re:


САП пишет:

 цитата:
Так от похоти, особенно безбрачные беспоповцы, всегда искушаемы бывают, и мир искушает о чем Вы писали:...
Почему же сейчас перестало быть актуальным самосожжение староверцев?



Сергий, так поставленный вопрос должен обратиться и на Вас. Почему каждый из нас скорее готов совершить некий грех, чем предать себя смерти, дабы сим не допустить себя осквернению?
А мне то видится, что здесь стоит опасно различать отеческое увещание к такому роду подвига, от непременного от всех требования такого подвига. Умерщвление себя дабы не осквернится не единственный способ излечиться от греховного намерения. В сих увещаниях важен сам вектор по которому должно направляемо быть намерение не допускать осквернение всяким грехом. Т. е. если можешь не допустить вовсе, то не допускай. Требовать же непременного подвига самоумерщвления от всех без различия их духовного состояния мне видится не свойственно общесвятоотеческой практике врачевания греха. А Господь серцеведец сам весть намерение каждого. Просто, мне видится, следует не уничижать и того, что Церковь благоусмотрительно нам в назидание предлагает. Не вспомню сейчас где читал в житийной литературе случай как один спасшийся на безлюдном острове в море некий подвижник помог спастись также и некоей юной деве. Прозрев от Бога, что она непременно будет спасена пришедшим кораблем, и увещав ее сей надеждой, сам себя утопил, думая что не сможет удержаться от искушения.


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 45 , стр: 1 2 3 Все [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет