http://www.freewebs.com/oldbeliever/myblog.htm?blogentryid=1272181#topBox В этом году исполняется печальный юбилей окружного послания, написанного Ксеносом в 1862 г., и сей юбилей не забыт староверием. Это послание внесло раскол в Церковь Христову, нанесло глубокую духовную рану православному народу, от которой мы, здесь в Чувашии, не можем исцелиться до сих пор. Окружное послание – это не исторический призрак, а реальное зло, которое до сих пор разделяет наших христиан. Хотя Церковь отвергла сие послание и уничтожила его, но мрачная тень его до сих пор до сих пор способна разъединять христиан. Нет уже ни «окружников», ни «противуокружников» - Церковь отвергла и уничтожила окружное послание. Не будем же забывать решений Мирного собора 1906 г. В связи с этим публикуем один ныне малоизвестный, но в свое время – судьбоносный документ: Грамоту епископа Балтского и Одесского Кирилла, направленную на Московский собор в сентябре 1906 г.
ГРАМОТА ЕПИСКОПА КИРИЛА ОДЕССКАГО К ОСВЯЩЕННОМУ СОБОРУ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ЕПИСКОПОВ Бог вселяет в дом единомысленныя (Пс.67, ст. 7)
Его высокопреосвященству господину Иоанну архиепископу Московскому и со всеми собравшимися с вами епископами.
Мирный акт от 5 июня 1906 года, хотя соединил многих во единое стадо, однако некоторые до сих пор еще находятся в разъединении. В виду этого и заботясь о мире церковном и заботясь о спасении душ христианских, считаю своею обязанностью сделать следующее предложение:
1-е. Все соборные постановления и сочинения, написанныя после издания окружного послания, укорительныя друг против друга, оставить в забвении и руководствоваться только священным писанием, определениями св. соборов и учением св. отец и св. книг, согласно учения Св. Церкви.
2-е. Окружное послание, как уничтоженное, подвергаем вновь уничтожению, и кто его будет распространять с целью произвести раздор в Христовой церкви, тот должен подлежать суду по священным правилам, а учение его в 2, 3, 4, 5 и 6 статьях изъясняем в 4, 5, 6, 7 и 8-м пунктах сего определения.
3-е. Безпоповския тетради, о которых говорится в упомянутом послании, и изложенное в них учение отвергаем.
4-е. Господствующая в России церковь исповедует святую единосущную Троицу и Господа Бога и Спаса нашего и плотскому смотрению его верует (Просвет. Сл. 15), но в некоторых своих полемических книгах она об этом неправомудрствует, а в порицании единоиотного имени Iсусъ, и в некоторых других предметах она еретичествует.
5-е имя «Iисусъ» в наименовании Христа Спасителя и в начертании, усвоенное господствующей церковию со времен бывшаго патриарха Никона, как нововводное и погрешительное, не бывшее во всеобдержности древле-русской церкви, не принимать, ибо это мудрование последователей Никона об имени Iисусъ есть еретическое.
6-е. крест червероконечный употреблять при осенении и других приличествующих тому действиях и местах, но написание его с изображением распятия Господня воспрещается, как не принятое святыми отцами, изображать же распятие только на кресте восьмиконечном, как принятое дрелецерковным обычаем.
7-е. О латинских опресноках понимать в том смысле, как понимали древние отцы св. церкви, бывшие до патриарха Никона (Потребн. Бол. Л. 603 и Кирил. Л. 256 и друг.).
8-е. В молитвословии за царя и приношении 5 просфоры поступать согласно учению и преданию св. Христовой церкви и св. отец (Апостол, зач. 282, служебн. Л. 98, Номокан. Прав. 210-е, книга Симеона Солунскаго, глава 94 и др. книг).
9-е. В хиротонии епископов, священников и диаконов вождение вокруг престола совершать согласно древнему церковному чину и уставу.
10-е. Епископы, коих в епархиях после сего постановления о примирении окажется по два, должны оставаться в тех же епархиях, без перевода в другую до смерти одного из них, если от них не последует добровольнаго желания на перевод, и в том случае дела решать обоим епископам совместно. Молиться на ектеньях за обоих.
11-е. Во имя братского единения мы, православные христиане, старообрядцы, бывши в разделении по случаю издания окружного послания в 1862 году, ныне собравшись единодушно решили пребывать в единстве и любви, вседушно последуя исключительно только учению святой православной церкви, содержащемуся в книгах ея, избегая всевозможных еретических нововведений и т.п. несвойственных православным христианам.
Изложив все сие, почтительнейше от вашего собора епископов ожидаю объяснения и согласия с нами быть в единении.
Премногоуважающий вас смиренный Кирилл, епископ Балтский и Одесский.
Москва,
23 сентября 1906 г.
На этой грамоте преосвященнаго Кирилла епископа Одесскаго значится следующая надпись, за скрепою освященнаго собора епископов:
«Сие изложение епископа Кирилла приемлется и нами. Лета 7415, сентября 23 дня». На соборном акте подписи епископов:
Смиренный Арсений старообрядческий епископ Уральский
Смиренный Антоний старообрядческий епископ Пермский и Тобольский
Смиренный Иона епископ Смоленский и Калужский
Смиренный Феодосий старообрядческий епископ Кавказский
Смиренный Порфирий епископ Самарский, Симбирский и Уфимский
Смиренный Иннокентий епископ Нижегородский и Костромской
Смиренный Михаил епископ Новозыбковский
Смиренный Ермоген епископ Новозыбковский (так в оригинале) и Киевский
Смиренный Иоасаф епископ Томский