On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Пост N: 857
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 19:37. Заголовок: ПОГРЕБАЛЬНАЯ ОДЕЖДА


Приготовленный старообрядцами погребаль-ный костюм в наиболее полном составе включал:

рубаху, сарафан (у женщин) или штаны (у муж-чин), холщевые чулки, поясок, холщевые или вязанные обутки,подстилку и покрышку, саван, головной убор в виде сашмуры и двух платков (у женщин), венчик,подручник, лестовку

По традиции "смертное" нужно было готовить из своего "трудового" материала, как правило, белого цвета и без украшений. Саван, покрышку с подстилкой (холстинки), рубаху и другие принадлежности костюма шили из суро-вого, пачесного полотна, а платки и накидки на голову - из тонкого, ленного. Перед шитьем хол-сты обязательно прополаскивали в реке. Ни в коем случае не использовали холсты из "грехов-ной" пряжи, т.е. спряденной в Святки. Убинские и ануйские "полячки" в отличие от остального населения, расшивали смертные костюмы крас-ным льном. Орнаментальные мотивы распола-гались по вороту, поликам, низкам рукавов.

Информаторы не раз подчеркивали, что на смерть всегда шили "пропускное", не делали го-ризонтальных швов - так было заведено исста-ри. Обращает на себя внимание и такая особен-ность погребальных рубах и штанов как частое отсутствие красных и иных цветов ластовиц, что отличает их от повседневных и праздничных. Как в женском, так и в мужском костюмах руба-ху обязательно подпоясывали, не завязывая при этом узелка. Нередко покойника подвязывали и под рубахой, прямо по телу. Значительный интерес представляет то, что у некоторых кер-жаков Причумышья, а также Сростинской, Бухтарминской волостей, Сарасинской инородческой управы еще в первых десятилетиях XX в. и мужчин, и женщин хоронили в одних подпоя-санных туникообразных рубахах без портов и сарафанов. Только ноги, каждую в отдельности, "обвивали" холстом. По утверждению некоторых информаторов, обычай готовить холщовые чул-ки-обутки (от славянского "обути") распростра-нился у них не так давно.

У "поляков" Южного и Центрального Алтая смертная одежда включала туникообразные ру-бахи и косоклинные или кошеные сарафаны (у женщин), холщевые или вязаные обутки. Эти обутки напоминали по крою обычные кожаные, но отличались от них наличием центрального, вдоль стопы, шва, чего в повседневной обуви никогда не делали.

Старообрядцы Бухтарминской, Ануйской и Верх-Бухтарминской волостей изготавливали на ноги только холщевые чулки (без обуток) в виде сшитых с двух сторон мешочков со скошенной пяткой - по форме подобных известным из архе-ологических материалов XVII в. Здесь же, на Бухтарме, а также в Причумышье, встре-тилось нам и упоминание о погребальных чул-ках, выкроенных из двух отдельных половинок со швами спереди, по подошве, и сзади (в с. Язо-во Тальменской волости их называли "сапоги").

В погребальном костюме старообрядцев Ал-тая обязательным было присутствие савана (по мнению Л. Нидерле, это слово славянского про-исхождения). Саваны имели некоторое раз-нообразие в покроях, но по форме всегда напо-минали мешок. Они выкраивались в рост чело-века, но встречались и такие, которые, будучи накинутыми на голову, едва достигали талии. Простейший покрой савана - одно, перегнутое по-перек и сшитое вдоль длинной стороны полот-но. В конце XIX - начале XX вв. были распрос-транены саваны из двух полотен, одно из кото-рых также, как и в первом случае, перегибалось поперек и сшивалось на 35 - 40 см, образуя ка-пюшон, другое же подшивалось к нему со спи-ны. Швы соединения располагались в этом слу-чае Т-образно. Второе полотно, однако, могло подшиваться и так, что получался как бы один большой капюшон, в котором вырезали выемку для того, чтобы было видно лицо. Бытовали и такие саваны, в которых к указанным двум полотнам пришивали третье для запахивания умершего - слева направо (т.е. наоборот, чем в обычной одежде).

У кержаков одетого в саван покойника, неза-висимо мужчина или женщина, перевивали жичкой из домопряденной шерсти, которую пе-рекрещивали три раза - на груди, на животе и под колониями (исключение - некоторые села в Причумышье). Перед выносом все нити разре-зали. У других старообрядцев, например, убоульбинских "поляков" не перевивали, закутывая умершего лишь полами савана. Как бы переход-ная форма зафиксирована у "поляков" Ануйской волости, у которых жичку хотя и не перекрещи-вали, но все же укладывали поверх савана в виде крупных размеров крестообразной фигуры.

В XIX в. в Европейской России саванообразного покроя были известны не только погребальные (саваны, кукули), но и свадебные накидки ("гугли" гуцу-лов). Подобные мешкообразные виды одеж-ды восходят, на наш взгляд, к широко распрос-траненным в прошлом у многих народов пла-щам, которые в качестве дериватов сохранились в свадебно-похоронной обрядности.

Помимо саванов, покойников укутывали в две, длиной в рост человека, холстинки. Одну холстину расстилали на дно гроба (подстилка), а вторую, называвшуюся покрышкой, уклады-вали поверх умершего. В случае, если использо-вали одну длинную холстинку, то ее подстила-ли вниз и ею же , обогнув ноги, накрывали свер-ху. В этом случае длина холста равнялась двум длинам тела человека.

Когда умирала девушка, то ее "снаряжали как невесту, с золотым венчиком и одним плат-ком", в похоронах принимали участие одни толь-ко девушки (с. Язово). При этом волосы распус-кали или связывали лентой в виде "кустика" -обычай, известный и у русских России. Упоми-нание о подобной традиции находим в старооб-рядческой литературе XVIII в., где сообщалось, что "... при смерти женский пол одевают всякую девицею и пляжут хухлю...". В случае похо-рон парня весь обряд совершали только мужчи-ны. Носилки - две жерди поперек и две вдоль - и в том, и в другом случае обвязывали полотенца-ми (с. Усть-Чумыш Тальменской волости).

К изготовлению обрядовой одежды (свадеб-ной, погребальной) предъявлялись особые тре-бования - ее полагалось шить своими руками ("Грех на машинке шить"). Если в свадебном костюме использовались обычные швы - втачкю,замок, рубчик, слепой и другие, то погребаль-ный комплекс традиционно шили только стеж-ком вперед иголку -живулькой ("чтобы с того света не вор ачив алея"). Вместе с тем, несколько информаторов указывали и на более детальную дифференциацию в технологии: смертное, заго-тавливавшееся впрок, шили стыковым швом, соединяя полотна косым стежком через край, а смертное, которое приходилось шить для неожи-данно, трагически умершего человека, швом живулька (с. Черный Ануй). Подобные различия в изготовлении погребальной одежды, возмож-но, отражали в прошлом деление покойников на "чистых" (умерших своей смертью) и "заложных" (умерших не своей смертью), вопрос о которых был впервые поставлен Д.К. Зелениным. Кроме того, в отличие от повседневных рубах и сарафанов, в погребальных костюмах вырезы горловины, разрезы на груди, проймы обшива-ли не рубчиком, а косым стежком "через крае-шек". Исключение составляла только одежда "поляков" Владимирской, Риддерской и Ануйс-кой волостей, у которых края смертного платья обрабатывали полосками кумача.

При изготовлении погребальной одежды со-блюдались не только особые технологические приемы, но и принцип некой "недошитости" -нитки на концах никогда не завязывались в узелки. Этот же принцип прослеживался и в обычае не заканчивать швы в саванах, штанах, рубахах (под мышками) и т.д., что делалось, по-видимому, с охранными целями. Недокончен-ность, незавершенность, по мнению А.К. Байбу-рина, соотносилась у людей с областью вечного -"всего того, что не имеет конца" - и отсюда рассматривалась положительно. Действи-тельно, некоторые из наших информаторов счи-тали, что, если заготовленную впрок одежду до-шить до конца, то человек может умереть рань-ше времени (с. Березовка).

Во второй половине XIX - начале XX в. на шею умершим вешали гайтаны - в виде плетешков-косичек из холщевых ниток с "ушекопкой" (ма-ленькой деревянной ложечкой для чистки ушей) и крестом. Эти атрибуты, хорошо известные по славянским археологическим материалам XI -XII вв.

http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/fursova/traditional.htm.html

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 34 , стр: 1 2 Все [только новые]







Пост N: 200
Зарегистрирован: 05.04.06
Откуда: Латвия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 19:42. Заголовок: Re:


Спаси Господи. Очень интересные сведения.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 457
Зарегистрирован: 24.08.06
Откуда: Москва
Рейтинг: 0

Замечания: За выяснение личных отношений на форуме
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 20:14. Заголовок: Re:


САП
Было очень интересно, а как обстоит дело сегодня? Также хоронят?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 79
Зарегистрирован: 01.03.07
Рейтинг: -3

Замечания: За введение в заблуждение через сознательное систематическое искажение исторических фактов, агрессивную манеру дискуссии, провокации и дискредитацию священного сана.
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 21:34. Заголовок: Re:


Всё это замечательно. Но представляет собою местные обычаи, которые, как показывают сами вышеизложенные материалы, отличаются между собою. А вот, скажем, в старопечатном "Чине погребения", конечно, столь подробных указаний нет. Но в тех краях, где они традиционно бытовали, их, конечно, лучше придерживаться.
Не знаю, живы ли эти традиции сейчас. У часовенных, быть может, что - то и сохранилось. В нашей же практике существует обычай одевания умерших в чистую одежду, молитвенную или сходную с ней. На левую руку даётся лестовка (как на службу) . Покойника заворачивают в саван, который обвивается лентой, так, чтобы было три креста. Это в общих чертах. Подробнее же всё изложено в замечательной по содержанию книге "Панихидник", изданной нашей Митрополией в середине 1990 - х годов, составленной же во многом трудами Сергия Дурасова (ныне священноинока Симеона). За сей труд очень многие ему признательны. И (как бы не казалось, возможно, странным для некоторых) аз, грешный - в числе этих благодарных. Ведь что объективно хорошо, то, конечно, таковым и является. Кстати, давно пора выложить "Панихидник" в Сети. На сайте "Крылья голубиные", например.



Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 858
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 07:31. Заголовок: Re:


П. А. Мельников (Андрей Печерский). "В лесах". Книга первая.

Зажгла Никитишна свечи перед иконами и вышла вместе с канонницей...
Все переглянулись, догадались... Аксинья Захаровна села у изголовья дочери
и, прижавшись к Груне, тихо плакала. Патап Максимыч, скрестив руки, глаз не
сводил с лица дочери.
Вошла Никитишна. В одной руке несла стакан с водой, в другой кацею с
жаром и ладаном. Стакан поставила на раскрытое окно, было бы в чем
ополоснуться душе, как полетит она на небо... Кацеею трижды покадила
Никитишна посолонь перед иконами, потом над головой Насти. Вошла с книгой
канонница Евпраксея и, став у икон, вполголоса стала читать "канон на исход
души" -
Тише и реже вздыхала Настя... Скоро совсем стихать начала.
В это время откуда ни возьмись малиновка - нежно, уныло завела она
свою песенку, звучней и громчей полилась с поднебесья вольная песня
жаворонка .. Повеял тихий ветерок и слегка шелохнул приподнятые оконные
занавеси.
- Молитесь,- оглянув всех, шепнула Никитишна,- ангелы за душой
прилетели. Все в глубоком молчанье набожно стали креститься. Никитишна
зажгла восковую свечу и, вложив в руку умиравшей, шепнула Параше, чтоб она
поддержала ее.
Глубже вздохнула Настя... Еще раз потише... Еще... и дыханье совсем
прекратилось.
Никитишна дернула за рукав канонницу. Та перестала читать.
Минут пять продолжалось глубокое молчанье... Только и слышны были
заунывное пение на земле малиновки да веселая песня жаворонка, парившего в
поднебесье.
Наклонилась Никитишна щекой к хладевшим губам Насти и, обратясь к
Аксинье Захаровне, молвила:
- Отошла.
Поднялась со стула Аксинья Захаровна. Закрыла глаза дочери и,
перекрестив ее, тихо промолвила:
- Прощай, доченька милая, меня дожидайся!.. И поднялись по всему дому
крики и вопли... Плач заглушил и унылую малиновку и поднебесную песню
жаворонка...
Оставшись с канонницей Евпраксеей да с Матренушкой, стала она готовить Настю "под святые", обмывать, чесать и опрятывать, одевать новопреставленную рабу Божию девицу Анастасию.

* * *

Никитишна на все руки была мастерица, на всякие дела дошлая источница.
Похоронной обрядней тоже умела распорядиться, Евпраксея с Матренушкой были
ей на подмогу.
Только что обмыли покойницу, взяла Никитишна у Аксиньи Захаровны ключи
от сундуков и вынула, что нужно было для погребенья. Дала девицам кусок
тонкого батиста на шитье савана, а первые три стежка заставила сделать
самое Аксинью Захаровну. Под венец ли девицу сряжать, во гроб ли класть
ее,- всякое шитье мать должна зачинать - так повелось на Руси...
Достала Никитишна нового полотна обернуть ноги покойнице, новое
недержанное полотенце дать ей в руки, было бы чем отереть с лица пот в день
страшного суда Христова. Обмыли, причесали Настю. Чистую сорочку на нее
надели, в саван окутали, спеленали новым разрезным полотном и положили в
моленной на столе... А на том столе загодя наложили соломы и покрыли ее
чистой простыней. Парчи наготове не явилось, зато нашелся кусок голубого
веницейского бархата; готовили его в приданое Насте. На тот бархат из
золотого позумента нашили большой осмиконечный крест с копием, с тростию и
с подножием и покрыли им тело покойницы. Канонница Евпраксеюшка достала из
книжного шкафа моленной бумажный венец старой московской печати с
надписанием молитвы "Святый Боже", Аксинья Захаровна положила тот венец на
охладевшее чело дочери. Зажгли свечи перед всеми иконами, поставили
подсвечники с ослопными свечами вкруг тела, и канонница Евпраксея, окадив
образа и покойницу, начала псалтырь читать.
Никитишна сама и мерку для гроба сняла, сама и постель Настину в
курятник вынесла, чтоб там ее по три ночи петухи опели... Управившись с
этим, она снаружи того окна, в которое вылетела душа покойницы, привесила
чистое полотенце, а стакан с водой с места не тронула. Ведь души покойников
шесть недель витают на земле и до самых похорон прилетают на место, где
разлучились с телом. И всякий раз душа тут умывается, утирается.
И тем Никитишна распорядилась, чтоб на похоронах как можно больше
девиц было. Молодость молодостью что под венец, что в могилу провожается.
Для того разослали работников по окольным деревням, ближним и дальным,
звать-позывать всех девиц проводить до вековечного жилья Настасью
Патаповну... И скитам иным повестили... Ждали гостей из Городца и даже из
города - повсюду разосланы были посыльные. А девицам всем дары были
заготовлены, которым по платку, которым по переднику, которым по ленте в
косу. За Волгой ведется обычай на девичьих похоронах, как на свадьбе, дары
раздавать.
Не забыла Никитишна послать за плакушами (Плакуши, плачеи, вопленницы
- женщины, которые по найму причитают и поют древние плачи на похоронах, на
поминках и на свадьбах.). Не пришлось отпраздновать Настину свадьбу, надо
справить ее погребение на славу, людям бы на долгое время памятно было
оно... Нарядила Никитишна подводу верст за сорок, в село Стародумово,
звать-позывать знаменитую "плачею" Устинью Клещиху, что по всему Заволжью
славилась плачами, причитаньями и свадебными песнями... Золото эта Клещиха
была. Свадьбу играют, заведет песню - седые старики вприсядку пойдут, на
похоронах "плач заведет" - каменный зарыдает... Кроме Устиньи, еще шесть
"вопленниц" позвала Никитишна, чтоб вся похоронная обрядня справлена была
чинно и стройно, как отцами, дедами заповедано.
А меж тем на улице перед домом Патапа Максимыча семеро домохозяев
сосновые доски тесали, домовину из них сколачивали (Делают гроб непременно
на улице, обыкновенно родственники умершего и непременно в нечетном числе.
За неимением родных, делают гроб домохозяева той деревни, где умер
покойник.). Изготовив, внесли его в сени и обили алым бархатом с
позументом, а стружки и обрубки бережно собрали и отдали Никитишне... Она
сама снесла их за околицу и там с молитвой пустила по живой воде,- в речку
кинула. Оборони господи, если малый какой остаток гроба в огонь угодит,-
жарко на том свете покойнику будет... В гроб девушки, как под брачное ложе,
ржаных снопов настлали и потом все нутро новым белым полотном обили.
Во гроб пахучей черемухи наклали...
Сотня свечей горит в паникадиле и на подсвечниках в моленной Чапурина.
Клубами носится голубой кадильный дым росного ладана; тихо, уныло поют
певицы плачевные песни погребального канона. В головах гроба в длинной
соборной мантии, с лицом, покрытым черным крепом наметки, стоит мать Таифа
- она службу правит... Кругом родные и сторонние женщины, все в черных
сарафанах, с платками белого полотна на головах...
Допели канон. Дрогнул голос Марьюшки, как завела она запев прощальной
песни: "Приидите последнее дадим целование...". Первым прощаться подошел
Патап Максимыч. Истово сотворил он три поклона перед иконами, тихо подошел
ко гробу, трижды перекрестил покойницу, припал устами к холодному челу ее,
отступил и поклонился дочери в землю...
Кончились простины. Из дома вынесли гроб на холстах и, поставив на
черный "одёр" (Носилки, на которых носят покойников. За Волгой, особенно
между старообрядцами, носить покойников до кладбища на холстах или же
возить на лошадях почитается грехом. ), понесли на плечах.

* * *

Погребальные "плачи" веют стариной отдаленной. То древняя обрядня,
останки старорусской тризны, при совершении которой близкие к покойнику,
особенно женщины, плакали "плачем великим". Повсюду на Руси сохранились эти
песни, вылившиеся из пораженной тяжким горем души. По наслуху переходили
они в течение веков из одного поколенья в другое...
Нигде так не сбереглись эти отголоски старины, как в лесах Заволжья и
вообще на Севере, где по недостатку церквей народ меньше, чем в других
местностях, подвергся влиянию духовенства. Плачеи и вопленницы - эти
истолковательницы чужой печали - прямые преемницы тех вещих жен, что
"великими плачами" справляли тризны над нашими предками. Погребальные
обряды совершаются ими чинно и стройно, по уставу, изустно передаваемому из
рода в род. На богатых похоронах вопленницы справляют плачи в виде драмы:
главная "заводит плач", другие, составляя хор, отвечают ей... Особые бывают
плачи при выносе покойника из дому, особые во время переноса его на
кладбище, особые на только что зарытой могиле, особые за похоронным столом,
особые при раздаче даров, если помрет молодая девушка. Одни плачи поются от
лица мужа или жены, другие от лица матери или отца, брата или сестры, и
обращаются то к покойнику, то к родным его, то к знакомым и соседям... и на
все свой порядок, на все свой устав...
Вот за гробом Насти, вслед за родными, идут с поникшими головами семь
женщин. Все в синих крашенинных сарафанах с черными рукавами и белыми
платками на головах.- Впереди выступает главная "плачея" Устинья Клещиха.
Хоронят девушку, оттого в руках у ней зеленая ветка, обернутая в красный
платок.
Завела Устинья плач от лица матери, вопленницы хором повторяют каждый
стих... Далеко по полю разносятся голосистые причитанья, заглушая тихое
пение воскресного тропаря идущими впереди певицами.
На полете летит белая лебедушка,
На быстром несется касатка-ластушка.
Ты куда, куда летишь, лебедь белая,
Ты куда несешься, моя касатушка?..
Не утай, скажи, дитя мое родное...
Ты в какой же путь снарядилася,
Во которую путь-дороженьку,

В каки гости незнакомые,
Незнакомые, нежеланные?
Собралася ты, снарядилася
На вечное житье, бесконечное.
Как пчела в меду, у меня ты купалася,
Как скатной жемчуг, на золоте блюде рассыпалася.
Уж как зарились удалы добры молодцы

На твою красоту ненаглядную,
Говорили ж тебе советны милы подруженьки:
"Уж счастлива ж ты, девица таланная,
Цветным платьем ты изнавешана,
Тяжелой работой ты не огружена,
Бранным словечушком не огрублена".
Не чаялась я, горюша, не надеялась
Глядеть на тебя во гробу да в дубовом.
Уж как встану я, бывало, по раннему по утрышку,
Потихонечку приду ко твоей ко кроватушке,
Сотворю над тобой молитву Исусову,
Принакрою тебя соболиным одеяльчиком,
Я поглажу тебя по младой по головушке:
"Да ты спи же, усни, моя бела лебедушка,

Во своем во прекрасном во девичестве.
На мягкой на пуховой на перинушке".
Не утай, скажи, дитятко мое удатное,
Чем, победная горюша, тебя я погневала,
Коим словом тебя я согрубила?
Что не солнышко за облачком потерялося,
Не светёл месяц за тучку закатался.

Не ясна звезда со небушка скатилася -
Отлетала моя доченька родная
За горушки она да за высокие,
За те ли за леса да за дремучие,

За те ли облака да за ходячие,
Ко красному солнышку на беседушку,
Ко светлому месяцу на супрядки,
Ко частыим звездушкам в хоровод играть.


Приносили на погост девушку, укрывали белое лицо гробовой доской,
опускали ее в могилу глубокую, отдавали Матери Сырой Земле, засыпали
рудожелтым песком.
Стоит у могилки Аксинья Захаровна, ронит слезы горькие по лицу
бледному, не хочется расставаться ей с новосельем милой доченьки... А отец
стоит: скрестил руки, склонил голову, сизой тучей скорбь покрыла лицо
его... Все родные, подруги, знакомые стоят у могилы, слезами обливаючись...
И только что певицы келейные пропели "вечную память", Устинья над свежей
могилою новый плач завела, обращаясь к покойнице:
Я кляну да свою буйну головушку,
Я корю свое печально скорбно сердечушко!
Ах, завейте, завейте-тка, ветры буйные,
Вы развейте, развейте-тка желты пески,
Что на новой, на свежей на могилушке.
Расколите, расколите гробову доску,
Разверните, разверните золоту парчу.
Разверните, разверните бел тонкой саван,
Размахни ты, моя голубонька, ручки белые,
Разомкни ты, моя ластушка, очи звездистые.
Распечатай, моя лебедушка, уста сахарные,
Посмотри на меня, на горюшу победную,
Ты промолви-ка мне хоть едино словечушко...
Я надеялась на тебя крепкой надеждушкой:
Ро стила до хорошего до возрасту,
Научала уму-разуму
И всякому рукодельицу.
Не судил мне господь с тобой пожить,
Покидала ты меня, горюшу, раным-ранешенько,
Миновалася жизнь моя хорошая,
Наступило горько, слезовое времечко...

Один по одному разошлись с погоста. Выпрягли и потом вновь запрягли
коней и поехали в деревню. Без этого обряда нельзя с кладбища ехать - не то
другую смерть в дом привезешь.


* * *

Проводив за околицу крестницу и предоставив дальнейшую погребальную
обрядню Устинье Клещихе, Никитишна воротилась в дом Патапа Максимыча и там
с помощью работниц и позванных деревенских молодух все привела в порядок...
Вымыли и мокрыми тряпицами подтерли полы во всех горницах и в моленной.
Тряпицы, веники, весь сор, солому, на которой до положения во гроб лежала
покойница, горшок, из которого ее обмывали, гребень, которым расчесывали ей
волосы,- все собрала Никитишна, с молитвой вынесла за околицу и бросила там
на распутье... После того, умывшись и переодевшись во все чистое, принялась
она вместе с приспешницами "помины строить". Во всех горницах накрыли столы
и расставили на них канун, кутью и другие поминальные снеди. Вдоль улицы,
как во время осенних и троицких "кормов", длинным рядом выстроили столы и
покрыли их столешниками (Скатерть. ). На столах явились блюда с кутьей и
кануном, деревянные жбаны с сыченой брагой и баклаги с медовой сытой для
поминального овсяного киселя.
К возврату с погоста досужая Никитишна успела все обрядить, как
следует. Гости как на двор, так и за стол... Устинья Клещиха, взойдя в
большую горницу, положила перед святыми три поклона, взяла "с красного
стола" (Главный стол, приготовленный для почетных гостей. ) блюдо с кутьей,
сначала поднесла отцу с матерью, потом родным и знакомым. На улице за
столами уселось больше двухсот человек мужчин, баб, девок и подростков; там
вопленницы тем же порядком всем кутью разносили. Ели ее в молчании, так
стародавним обычаем установлено.
После кутьи в горницах родные и почетные гости чай пили, а на улице
всех обносили вином, а непьющих баб, девок и подростков ренским потчевали.
Только что сели за стол, плачеи стали под окнами дома... Устинья завела
"поминальный плач", обращаясь от лица матери к покойнице с зовом ее на
погребальную тризну.

Родимая моя доченька,
Любимое мое дитятко,
Настасья свет Патаповна,
Тебе добро принять пожаловать
Стакан да пива пьяного,
Чарочку да зелена вина,
От меня, от горюши победныя.

С моего ли пива пьяного
Не болит буйна головушка,
Не щемит да ретиво сердце;
Весело да напиватися
И легко да просыпатися.
Ты пожалуй, бела лебедушка,
Хлеба-соли покушати:
Дубовы столы порасставлены,
Яства сахарны наношены.

На улице подавали народу поминальные яства в изобилии. Изо всех
восемнадцати домов деревни вынесли гречневы блины с маслом и сметаной, а
блины были мерные, добрые, в каждый блин ломоть завернуть. За блинами
угощали народ пирогами-столовиками (Круглый пирог из сочней, с начинкой из
молочных блинов и репы. ), щами с солониной, лапшой со свининой, пряженцами
с яйцами, а в конце стола подан был овсяный кисель с сытой. Вином по-трижды
обносили, пива и сыченой браги пили, сколько хотели, без угощенья. После
киселя покойницу "тризной" помянули: выпили по доброму стакану смеси из
пива, меду и ставленной браги (Эту смесь, в которую прибавляется также и
виноградное вино, зовут "тризной", а также "чашей". Поповское или
семинарское ее названье - "пивомедие".). В хоромах за красным столом
кушанья были отборные: там и дорогие вина подавали, и мерных стерлядей, и
жирных индюков, и разную дичину. Но блины, кисель и тризна, как
принадлежности похоронной трапезы, и за красным столом были ставлены.
Только что отобедали, раздача даров началась. Сначала в горницах
заменявшая место сестры Параша раздала оставшиеся после покойницы наряды
Фленушке, Марьюшке, крылошанкам и некоторым деревенским девицам. А затем
вместе с отцом, матерью и почетными гостями вышла она на улицу. На десяти
больших подносах вынесли за Парашей дары. Устинья стала возле нее, и одна,
без вопленниц, пропела к людям "причет":

Вы ступайте, люди добрые,
Люди добрые, крещеные.
Принимайте дары великие,
А великие да почетные

От Настасьи свет Патаповны:
Красны девицы по шириночке,
Молоды молодки по передничку,

Добры молодцы по опоясочке.
Да не будьте вы крикливые,
Да не будьте вы ломливые,
А будьте вы милостивы,
Еще милостивы да жалостливы,
Жалостливы да приступливы.

Спервоначалу девицы одна за другой подходили к Параше и получали из
рук ее: кто платок, кто ситцу на рукава аль на передник. После девиц
молодицы подходили, потом холостые парни: их дарили платками, кушаками,
опоясками. Не остались без даров ни старики со старухами, ни подростки с
малыми ребятами. Всех одарила щедрая рука Патапа Максимыча: поминали б
дорогую его Настеньку, молились бы Богу за упокой души ее. А во время
раздачи даров Устинья с вопленницами пела:

Не была я, горюша, забытлива*,
Не была, победна головушка, беспамятна,
Поспрошать родное свое детище,
Как раздать кому ее одеженьку.
Ведь сотлеют в сундуках платья цветные.
Потускнеют в скрыне камни самоцветные,
Забусеет в ларце скатной жемчуг.
Говорила же мне бела лебедушка,
Что Настасья свет Патаповна:
"Я кладу жемчужны поднизи
И все камни самоцветные
Ко иконе пречистой Богородицы,
Я своей душе кладу на спасенье
И на вечное поминание.
А все алы, цветны ленточки
По душам раздам по красным девушкам,
Поминали б меня, девицу,
На веселых своих на беседушках.
Сарафаны свои мелкоскладные
Я раздам молодым молодушкам,

Поминали б меня, красну девицу.
А шелковые платочки атласные
Раздарю удалым добрым молодцам,
Пусть-ка носят их по праздникам
Вокруг шеи молодецкия,
Поминаючи меня, красну девицу".

* То есть забывчива.


А милостыню по нищей братии раздавали шесть недель каждый Божий день.
А в Городецкую часовню и по всем обителям Керженским и Чернораменским
разосланы были великие подаяния на службы соборные, на свечи негасимые и на
большие кормы по трапезам... Хорошо, по всем порядкам, устроил душу своей
дочери Патап Максимыч.
И ходила про то молва великая, и были говоры многие по всему Заволжью
и по всем лесам Керженским и Чернораменским. Все похваляли и возносили
Патапа Максимыча за доброе его устроение. Хоть и тысячник, хоть и
бархатник, а, дочку хороня, справил все по-старому, по-заветному, как
отцами-дедами святорусскому люду заповедано.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 859
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 07:38. Заголовок: Re:


Разве где такой дедушка есть, что с печки уж лет пяток не слезает,
так он, скуки ради, лапотки иной раз ковыряет, нищей братье подать, либо
самому обуться, как станут его в домовину обряжать. Таков обычаи: летом
в сапогах, зимой в валенках, на тот свет в лапотках...

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 860
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 08:24. Заголовок: Re:


Так, русские опускают умирающего на пол, чтобы он умер не на перине и не на подушке, объясняя, что иначе покойник на том свете "будет отвечать за каждое перышко" или "все за собой тянуть будет". У окрестных нестарообрядцев такого обычая нет, но то же делают старообрядцы Верхокамья. Покойника, завернутого в саван, русские кладут в гроб на стружки, которые закрывают кисеей, для того чтобы крепче был мост через огненную реку, которую надо будет "там" переезжать. Этого обычая и соответствующего объяснения у соседей-полешуков тоже нет.
http://philologos.narod.ru/nikitina/Part_09.htm

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 861
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 08:24. Заголовок: Re:


- Первое - гроб у нас не обивается и не красится. Второе - мы не хороним в мирской одежде. Облачение покойника - по старому, древнему обычаю: его одевают в саван из белой ткани, который шьется руками, пеленают в такую же белую материю.
http://www.trud.ru/trud.php?id=200210241921301

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 862
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 08:29. Заголовок: Re:



На сеновале мы обнаружили старообрядческую домовину. Она представляет собой колоду, распиленную на две части. Каждая из половинок грубо обтёсана. Общий вес внушительный, под 100 килограммов. Никаких украшений. Ни глазета, ни кистей. И никакой краски. Но, несмотря на простоту и крайнюю аскетичность, даже невооружённым глазом видно, сколько потрачено труда на изготовление этого атрибута похоронного обряда.

- А как его делали? - задаем вопрос. - Изнутри, наверное, выжигали, как древние люди долблёнки, и потом уже затесывали?

- Нет, что вы, - машет руками хозяйка. - Никакого огня. Все с самого начала и до конца мастера делали своими руками.

СЕГОДНЯ старообрядцы Сухоблюдного, правда, уже почти утратили свою историческую память. Никто из старушек уже не может сказать, почему обычай предписывает им хоронить в долблёных гробах. Не могут они объяснить и идущую из глубины веков традицию самолично ткать белый холст для савана. Ссылаются на одно: “Старики так делали и нам заказали”.
http://www.aif-nn.ru/?id=1889&template=print

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 863
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 08:31. Заголовок: Re:


— Да, у семейских свои правила захоронения, — подтвердила Наталья Иванова. — Умершего человека одевают в "смертную одежду" — саван, кладут под иконами. Родные, соседи и односельчане приходят прощаться. Наши бабушки надевают в такие моменты свои наряды и плачут, "голосят", причитают.

Для покойника изготовляют домовину (гроб) из толстого бревна, которое раскалывают на две половины, выдалбливая в обеих углубление по размеру тела покойника. Заготовку для домовины наши старики припасают для себя заранее, выбирая в лесу толстую сосну. Как правило, ее хранят во дворе, под навесом, чтобы она не сгнила и не потрескалась на солнце.

Похороны у старообрядцев обставлены разными обрядами и поверьями. Например, считается, чтобы самому не умереть, нужно подержать ноги покойника. Иногда те, у кого болели руки, повязывали их у запястья тесьмой, которой был связан саван, в надежде, что болезнь пройдет.
http://pressa.irk.ru/number1/2007/08/006001.html


Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 864
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 08:35. Заголовок: Re:


Попричитали бабушки-староверки и стали готовить покойницу в путь. Под непрестанное пение “Святый Боже, Святый Крепкий, СвятыйБессмертный,помилуй нас положили ее ногами на восток, к иконам, и начали омовение. Чтобы предстала подруга перед Самим Богом в чистоте и непорочности. Одевали в моленные одежды. Заплетали однукосу, как и положено девице. Руки сложили крестом, правая ладонь поверху левой, как при молитве. Ведь старообрядцы на Богослужении стоят не просто так, у них никогда рукине “болтаются. Мужчины держат руки скрещенными на груди, а женщины - на животе.

Потом, положив приходное начало, староверки кадили иконы и крест, лежащий на груди усопшей. Еще троекратно покадили тело с молитвой: “Покой, Господи, душу усопшей рабы Своей Марии. Елика в житии сем яко человек согреши. Ты же яко Человеколюбец Бог прости ее и помилуй. И вечныя муки избави. Небесному Царствию причастника учини. И душам нашим полезно сотвори. Пока в гробу постилался саван, читали еще молитвы, по чину. При пении “Рабу Божию... тело полагали во гроб.Припении “Вечная память снова трижды покадили гроб вместе с усопшей. Также покадили лестовку (четки) и дали в руки покойной. Возложили венчик.

Ночью надпокойной читали Псалтирь. А в соседней комнате читали каноны.

Наутро из окрестных деревень, даже из самых отдаленных, приехало множество людей. Сани, розвальни, лошади, снегоходы “Буран - все это перемешалось, не поместилось во дворе. Шаньги, рыбники, куличи, пироги - горками росли на столах, каждый приехал с дарами. Одна за другой входили в покои женщины - с плачем, снадрывнымпевучим причитанием. Почти час в доме стенал этот душепереворачивающий бабий плач. Мужики хмурились и уходили в другую половину дома, храня глаза сухими.

Тем временем в горнице установили небольшие медные иконы, из печки зачерпнули черпаком малиновых углей, добавили туда душистого тимьяна. Приготовив кадило, двадцать староверок начали погребение - заупокойную службу.

Третий день начался с угощения. Отдельно кормили схимниц-староверок, мирских старообрядцев, гробокопателей, односельчан, родственников. Хозяйка дома по обычаю подарила гостям мешочек зерна, чашку с ложкой, тарелку, иголку с ниткой - “дорогу купила". После трехдневной заупокойной службы началось прощание.

Вновь запричитали плакальщицы. И содрогнулась душа от плача.

Растворилось время. Проступило ясно святая допетровская Русь.

...Темные иконы и запах солярки. Фырча, подъехал к избе трактор. С трисвятою песнею вынесли гроб на заснеженный двор, поставили вогромнуюдощатую клеть на бревнах-полозах. И вот вздрогом скрипнула клеть, потянулась процессия на старообрядческий погост. Впереди розвальни с восьмиконечным крестом из толстого оструганного бруса. Следом трактор тащил клеть, набитую людьми и с гробом. В хвосте - черная на снегу людская колонна. Ревел трактор, но все происходило внепонятнойтишине. Медленно стягивали с себя треухи встречные мужики. Медленно-медленно двигалось но небу водянистое солнце зимнего дня.

После похорон снова угощали всех. А когда гости разъехались, когда опустиласьнаПучкому ночь - замер дом. Только дверь поскрипывала наветру. Таков обычай: три ночине запирать дверь.

Стоял дом нараспашку, как раскрытая на середине книга.

http://vera.mrezha.ru/5/21.htm

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 865
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 08:42. Заголовок: Re:


Заслуживает особого внимания традиция приготовления погребальных предметов, в том числе погребальной одежды. Во многих поморских семьях до настоящего времени сохранился такой обычай: пожилые женщины стараются при жизни подготовить себе т.н. «тюч`очек» с погребальными вещами – нательным медным крестиком; иконкой на намогильный крест; завязанной в лоскуток мелочью – для выкупа места на кладбище; сшитой «по-старому» одеждой; лестовками и подрусником. В состав «смертной» одежды входили: рубаха с длинным рукавом, «подрясник» – глухой широкоплечий (не на узких лямочках) сарафан костыч; чулки и тапки, сшитые из белой материи; саван из грубоватого белого полотна, длиною «по колено» – им закрывали полностью лицо. «Подрясник» шился по тому же крою, что и любой глухой сарафан. Подобные сарафаны в ХХ в. надевались староверами лишь на молитвы, «на отпев покойных» и во время постов.200

В экспедиции 1995 г., 90-летняя жительница с. Шуерецкое Е.И.Лежнева, обстоятельно рассказала нам о своей приготовленной «на смерть» одежде и показала хранящийся под кроватью сундучок, где и находились все погребальные предметы. В их числе мы увидели много одежды из белых тканей. В частности, там находились сшитая белая рубаха, сплетеный из белых х/б лоскутов тоненький поясок, множество различных платков на голову, «тканевая» лестовка и подрусник, а также теплые вещи (кофты).
http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/kizhi_vestnik/kizhi_vestnik8/02_01.htm

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 101
Зарегистрирован: 08.06.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 09:09. Заголовок: Re:


САП пишет:

 цитата:
П. А. Мельников (Андрей Печерский).


Мельникова звали Павлом Ивановичем, а псевдоним у него был Андрей Печерский

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 866
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 09:39. Заголовок: Re:


Прохожий
Это понятно, я тупо скопировал оглавление с http://lib.ru/

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 102
Зарегистрирован: 08.06.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 10:28. Заголовок: Re:


САП пишет:

 цитата:
Это понятно, я тупо скопировал оглавление с http://lib.ru/


Да я понял, просто, чтоб другие не скопировали, решил исправить.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2217
Зарегистрирован: 21.08.06
Откуда: территория Российского государства, столица--очередной Рим
Рейтинг: 10

Замечания: За оскорбление о. А.Панкратова.  За пост с подписью фотографии м. Кирила и о. А.Панкратова.
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 10:44. Заголовок: Re:


А в какой одежде похоронили воссоздателя иерархии митрополита Амвросия?
В старообрядческой или в греческой?

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 461
Зарегистрирован: 24.08.06
Откуда: Москва
Рейтинг: 0

Замечания: За выяснение личных отношений на форуме
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 11:11. Заголовок: Re:


Den

 цитата:
В старообрядческой или в греческой?


Наверное, в православной
ИМХО Вопрос некорректный: одно другому не мешает

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2218
Зарегистрирован: 21.08.06
Откуда: территория Российского государства, столица--очередной Рим
Рейтинг: 10

Замечания: За оскорбление о. А.Панкратова.  За пост с подписью фотографии м. Кирила и о. А.Панкратова.
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 11:29. Заголовок: Re:


Аверкий пишет:

 цитата:
одно другому не мешает


Греки суть еретицы. И хоронить православного святителя в облачениях еретиков--огромный соблазн для будущих исследователей законности белокриницкой иерархии. Значит, похоронили его в древлеправославном одеянии. А то мен тут нашёптываю--спроси, мол, как м.Амвросия хоронили...

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 319
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 12:14. Заголовок: Re:


Ну в провинции это все выполнимо. Но как быть тем, кто живет в Москве. Там же у вас как человек умирает, сразу в морг везут, а из морга в церковь и на кладбище (а если денег нет - в крематорий). А как же обмывать, одевать по-христиански, читать надгробный псалтырь - заочно?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 85
Зарегистрирован: 01.03.07
Рейтинг: -3

Замечания: За введение в заблуждение через сознательное систематическое искажение исторических фактов, агрессивную манеру дискуссии, провокации и дискредитацию священного сана.
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 20:43. Заголовок: Re:


Моя матушка (в смысле супруга) - из Нижегородской области. В её родном городе старообрядческого храма нет, и тамошние староверы на службы ездят в Нижний, к Вам на Бугровское. Так вот, не так давно
умерла у неё бабушка. Что же, позвонили к Вам в церковь, оказалось, есть люди (на самом деле таковые имеются практически в каждом старообрядческом приходе), которые обряжают "правски" покойников. С ними договорились, они прибыли и всё сделали, как положено. Так и похоронили, в том, в чём , по - нашему, и нужно. А отпели почившую потом заочно.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 321
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 20:53. Заголовок: Re:


У нас еще, слава Богу, как следуют хоронят и провожают покойников. У меня умирали родственники, мы в морг не возили, все сами делали, ни к кому не обращались. Но знаю, что у нас есть такие старушки и панихиды правят и сорокоусты читают, в общем деньгу умеют зарабатывать.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 87
Зарегистрирован: 01.03.07
Рейтинг: -3

Замечания: За введение в заблуждение через сознательное систематическое искажение исторических фактов, агрессивную манеру дискуссии, провокации и дискредитацию священного сана.
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 21:19. Заголовок: Re:


И что в этом плохого? За добрые дела подобает людей благодарить.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 322
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 21:39. Заголовок: Re:


Новеградец пишет:

 цитата:
И что в этом плохого? За добрые дела подобает людей благодарить.


Добрые дела нужно творить ради Христа и не ждать благодарностей. А уж если отблагодарят, то принимать со смирением, а не склонять потом кто сколько дал и таксу не устанавливать. По крайней мере, так было раньше. А сейчас... одним словом 21-й век.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 93
Зарегистрирован: 01.03.07
Рейтинг: -3

Замечания: За введение в заблуждение через сознательное систематическое искажение исторических фактов, агрессивную манеру дискуссии, провокации и дискредитацию священного сана.
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:12. Заголовок: Re:


Пока живём в этом мире и носим плоть, все хотим кушать. Каждый день. И чтобы по возможности неплохо. Кажется, давно пора воспринимать сию реальность спокойно.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 1043
Зарегистрирован: 03.06.05
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: -4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:17. Заголовок: Re:


KALUGER пишет:

 цитата:
и на кладбище (а если денег нет - в крематорий).


А сколько в Москве нужно денег, чтобы избежать крематория?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 323
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:29. Заголовок: Re:


Философ Георгий пишет:

 цитата:
А сколько в Москве нужно денег, чтобы избежать крематория?


Точно не знаю, но у меня хоронили родственника прошлой весной на Хованском кладбище. Заплатили около 200000руб. Благо его близкие в состоянии это были сделать. А бедному одна дорога - в крематорий. А еще у нас многие попы ратуют, чтобы за таких не петь погребение. Куда же им бедным деваться?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 5
Зарегистрирован: 18.03.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:35. Заголовок: Re:


Новеградец пишет:

 цитата:
Моя матушка (в смысле супруга)


В мои младые годы,когда деревья были большими и свободно расцветал папоротник ,среди наших коренных "австрийцев"так тогда нас называли,бытовало неприязненное отношение как к попам называющих своих супружниц "матушками",так и попадьям величающих себя такожде.Это я серьёзно.Матушками называли инокинь скитских и монастырских.Помню последних Черкаских матушек без ковычек.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 324
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:38. Заголовок: Re:


Новеградец пишет:

 цитата:
Пока живём в этом мире и носим плоть, все хотим кушать. Каждый день. И чтобы по возможности неплохо.


Кому хочется кушать неплохо, пусть идет и работает. А молиться (оттарабанивать) псалтыри за деньги... - нужна ли Богу такая молитва? От чистого ли она сердца?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 6
Зарегистрирован: 18.03.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:52. Заголовок: Re:


KALUGER пишет:

 цитата:
А молиться (оттарабанивать) псалтыри за деньги... - нужна ли Богу такая молитва?


А вы попробуйте "тарабанить" хоть и за деньги.Мне такая услуга нужна.Ибо сам немощен,легче денежку заработать ,чем псалтыри "тарабанить".
Это терезам "молитва пламенного сердца"нужна.
Помнится в юности и я псалтырь за денюжку читал.Слава ввышних Богу и наземли мир, в человецех благоволение.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 7
Зарегистрирован: 18.03.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:53. Заголовок: Re:


KALUGER пишет:

 цитата:
А молиться (оттарабанивать) псалтыри за деньги... - нужна ли Богу такая молитва?


А вы попробуйте "тарабанить" хоть и за деньги.Мне такая услуга нужна.Ибо сам немощен,легче денежку заработать ,чем псалтыри "тарабанить".
Это терезам "молитва пламенного сердца"нужна.
Помнится в юности и я псалтырь за денюжку читал.Слава ввышних Богу и наземли мир, в человецех благоволение.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 325
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:57. Заголовок: Re:


Некрополь пишет:

 цитата:
А вы попробуйте "тарабанить" хоть и за деньги


А я за себя и своих близких и бесплатно псалтырь почитаю. Нужно самому молиться, Богу ходатаи ненужны. А если берешь милостыню и молишься за нее, то будь добр потом не склонять тех людей, кто тебе ее подал.
А молитва и должна быть пламенной, разве по-вашему не так?

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 872
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:58. Заголовок: Re:


KALUGER пишет:

 цитата:
Точно не знаю, но у меня хоронили родственника прошлой весной на Хованском кладбище. Заплатили около 200000руб. Благо его близкие в состоянии это были сделать. А бедному одна дорога - в крематорий. А еще у нас многие попы ратуют, чтобы за таких не петь погребение. Куда же им бедным деваться?


В подмосковье вполне приемлимые цены, так, что можно и без кремации бедному обойтись.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 8
Зарегистрирован: 18.03.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 23:03. Заголовок: Re:


KALUGER пишет:

 цитата:
А если берешь милостыню и молишься за нее, то будь добр потом не склонять тех людей, кто тебе ее подал.


Простите, к чему склонять?
Ну а спрочим разве поспориш.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 326
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 23:06. Заголовок: Re:


Некрополь пишет:

 цитата:
Простите, к чему склонять?


Ну, у нас так говорят в смысле разбирать поступок человека, перемывать кости. Т.н. местное наречие.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 3347
Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.07 00:26. Заголовок: Re:


Некрополь пишет:

 цитата:
Простите, к чему склонять?

Склонять по всем падежам. Распространенное среди русских выражение.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 34 , стр: 1 2 Все [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет