On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Пост N: 857
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.07 19:37. Заголовок: ПОГРЕБАЛЬНАЯ ОДЕЖДА


Приготовленный старообрядцами погребаль-ный костюм в наиболее полном составе включал:

рубаху, сарафан (у женщин) или штаны (у муж-чин), холщевые чулки, поясок, холщевые или вязанные обутки,подстилку и покрышку, саван, головной убор в виде сашмуры и двух платков (у женщин), венчик,подручник, лестовку

По традиции "смертное" нужно было готовить из своего "трудового" материала, как правило, белого цвета и без украшений. Саван, покрышку с подстилкой (холстинки), рубаху и другие принадлежности костюма шили из суро-вого, пачесного полотна, а платки и накидки на голову - из тонкого, ленного. Перед шитьем хол-сты обязательно прополаскивали в реке. Ни в коем случае не использовали холсты из "грехов-ной" пряжи, т.е. спряденной в Святки. Убинские и ануйские "полячки" в отличие от остального населения, расшивали смертные костюмы крас-ным льном. Орнаментальные мотивы распола-гались по вороту, поликам, низкам рукавов.

Информаторы не раз подчеркивали, что на смерть всегда шили "пропускное", не делали го-ризонтальных швов - так было заведено исста-ри. Обращает на себя внимание и такая особен-ность погребальных рубах и штанов как частое отсутствие красных и иных цветов ластовиц, что отличает их от повседневных и праздничных. Как в женском, так и в мужском костюмах руба-ху обязательно подпоясывали, не завязывая при этом узелка. Нередко покойника подвязывали и под рубахой, прямо по телу. Значительный интерес представляет то, что у некоторых кер-жаков Причумышья, а также Сростинской, Бухтарминской волостей, Сарасинской инородческой управы еще в первых десятилетиях XX в. и мужчин, и женщин хоронили в одних подпоя-санных туникообразных рубахах без портов и сарафанов. Только ноги, каждую в отдельности, "обвивали" холстом. По утверждению некоторых информаторов, обычай готовить холщовые чул-ки-обутки (от славянского "обути") распростра-нился у них не так давно.

У "поляков" Южного и Центрального Алтая смертная одежда включала туникообразные ру-бахи и косоклинные или кошеные сарафаны (у женщин), холщевые или вязаные обутки. Эти обутки напоминали по крою обычные кожаные, но отличались от них наличием центрального, вдоль стопы, шва, чего в повседневной обуви никогда не делали.

Старообрядцы Бухтарминской, Ануйской и Верх-Бухтарминской волостей изготавливали на ноги только холщевые чулки (без обуток) в виде сшитых с двух сторон мешочков со скошенной пяткой - по форме подобных известным из архе-ологических материалов XVII в. Здесь же, на Бухтарме, а также в Причумышье, встре-тилось нам и упоминание о погребальных чул-ках, выкроенных из двух отдельных половинок со швами спереди, по подошве, и сзади (в с. Язо-во Тальменской волости их называли "сапоги").

В погребальном костюме старообрядцев Ал-тая обязательным было присутствие савана (по мнению Л. Нидерле, это слово славянского про-исхождения). Саваны имели некоторое раз-нообразие в покроях, но по форме всегда напо-минали мешок. Они выкраивались в рост чело-века, но встречались и такие, которые, будучи накинутыми на голову, едва достигали талии. Простейший покрой савана - одно, перегнутое по-перек и сшитое вдоль длинной стороны полот-но. В конце XIX - начале XX вв. были распрос-транены саваны из двух полотен, одно из кото-рых также, как и в первом случае, перегибалось поперек и сшивалось на 35 - 40 см, образуя ка-пюшон, другое же подшивалось к нему со спи-ны. Швы соединения располагались в этом слу-чае Т-образно. Второе полотно, однако, могло подшиваться и так, что получался как бы один большой капюшон, в котором вырезали выемку для того, чтобы было видно лицо. Бытовали и такие саваны, в которых к указанным двум полотнам пришивали третье для запахивания умершего - слева направо (т.е. наоборот, чем в обычной одежде).

У кержаков одетого в саван покойника, неза-висимо мужчина или женщина, перевивали жичкой из домопряденной шерсти, которую пе-рекрещивали три раза - на груди, на животе и под колониями (исключение - некоторые села в Причумышье). Перед выносом все нити разре-зали. У других старообрядцев, например, убоульбинских "поляков" не перевивали, закутывая умершего лишь полами савана. Как бы переход-ная форма зафиксирована у "поляков" Ануйской волости, у которых жичку хотя и не перекрещи-вали, но все же укладывали поверх савана в виде крупных размеров крестообразной фигуры.

В XIX в. в Европейской России саванообразного покроя были известны не только погребальные (саваны, кукули), но и свадебные накидки ("гугли" гуцу-лов). Подобные мешкообразные виды одеж-ды восходят, на наш взгляд, к широко распрос-траненным в прошлом у многих народов пла-щам, которые в качестве дериватов сохранились в свадебно-похоронной обрядности.

Помимо саванов, покойников укутывали в две, длиной в рост человека, холстинки. Одну холстину расстилали на дно гроба (подстилка), а вторую, называвшуюся покрышкой, уклады-вали поверх умершего. В случае, если использо-вали одну длинную холстинку, то ее подстила-ли вниз и ею же , обогнув ноги, накрывали свер-ху. В этом случае длина холста равнялась двум длинам тела человека.

Когда умирала девушка, то ее "снаряжали как невесту, с золотым венчиком и одним плат-ком", в похоронах принимали участие одни толь-ко девушки (с. Язово). При этом волосы распус-кали или связывали лентой в виде "кустика" -обычай, известный и у русских России. Упоми-нание о подобной традиции находим в старооб-рядческой литературе XVIII в., где сообщалось, что "... при смерти женский пол одевают всякую девицею и пляжут хухлю...". В случае похо-рон парня весь обряд совершали только мужчи-ны. Носилки - две жерди поперек и две вдоль - и в том, и в другом случае обвязывали полотенца-ми (с. Усть-Чумыш Тальменской волости).

К изготовлению обрядовой одежды (свадеб-ной, погребальной) предъявлялись особые тре-бования - ее полагалось шить своими руками ("Грех на машинке шить"). Если в свадебном костюме использовались обычные швы - втачкю,замок, рубчик, слепой и другие, то погребаль-ный комплекс традиционно шили только стеж-ком вперед иголку -живулькой ("чтобы с того света не вор ачив алея"). Вместе с тем, несколько информаторов указывали и на более детальную дифференциацию в технологии: смертное, заго-тавливавшееся впрок, шили стыковым швом, соединяя полотна косым стежком через край, а смертное, которое приходилось шить для неожи-данно, трагически умершего человека, швом живулька (с. Черный Ануй). Подобные различия в изготовлении погребальной одежды, возмож-но, отражали в прошлом деление покойников на "чистых" (умерших своей смертью) и "заложных" (умерших не своей смертью), вопрос о которых был впервые поставлен Д.К. Зелениным. Кроме того, в отличие от повседневных рубах и сарафанов, в погребальных костюмах вырезы горловины, разрезы на груди, проймы обшива-ли не рубчиком, а косым стежком "через крае-шек". Исключение составляла только одежда "поляков" Владимирской, Риддерской и Ануйс-кой волостей, у которых края смертного платья обрабатывали полосками кумача.

При изготовлении погребальной одежды со-блюдались не только особые технологические приемы, но и принцип некой "недошитости" -нитки на концах никогда не завязывались в узелки. Этот же принцип прослеживался и в обычае не заканчивать швы в саванах, штанах, рубахах (под мышками) и т.д., что делалось, по-видимому, с охранными целями. Недокончен-ность, незавершенность, по мнению А.К. Байбу-рина, соотносилась у людей с областью вечного -"всего того, что не имеет конца" - и отсюда рассматривалась положительно. Действи-тельно, некоторые из наших информаторов счи-тали, что, если заготовленную впрок одежду до-шить до конца, то человек может умереть рань-ше времени (с. Березовка).

Во второй половине XIX - начале XX в. на шею умершим вешали гайтаны - в виде плетешков-косичек из холщевых ниток с "ушекопкой" (ма-ленькой деревянной ложечкой для чистки ушей) и крестом. Эти атрибуты, хорошо известные по славянским археологическим материалам XI -XII вв.

http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/fursova/traditional.htm.html

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 34 , стр: 1 2 Все [только новые]





Пост N: 87
Зарегистрирован: 01.03.07
Рейтинг: -3

Замечания: За введение в заблуждение через сознательное систематическое искажение исторических фактов, агрессивную манеру дискуссии, провокации и дискредитацию священного сана.
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 21:19. Заголовок: Re:


И что в этом плохого? За добрые дела подобает людей благодарить.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 322
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 21:39. Заголовок: Re:


Новеградец пишет:

 цитата:
И что в этом плохого? За добрые дела подобает людей благодарить.


Добрые дела нужно творить ради Христа и не ждать благодарностей. А уж если отблагодарят, то принимать со смирением, а не склонять потом кто сколько дал и таксу не устанавливать. По крайней мере, так было раньше. А сейчас... одним словом 21-й век.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 93
Зарегистрирован: 01.03.07
Рейтинг: -3

Замечания: За введение в заблуждение через сознательное систематическое искажение исторических фактов, агрессивную манеру дискуссии, провокации и дискредитацию священного сана.
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:12. Заголовок: Re:


Пока живём в этом мире и носим плоть, все хотим кушать. Каждый день. И чтобы по возможности неплохо. Кажется, давно пора воспринимать сию реальность спокойно.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 1043
Зарегистрирован: 03.06.05
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг: -4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:17. Заголовок: Re:


KALUGER пишет:

 цитата:
и на кладбище (а если денег нет - в крематорий).


А сколько в Москве нужно денег, чтобы избежать крематория?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 323
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:29. Заголовок: Re:


Философ Георгий пишет:

 цитата:
А сколько в Москве нужно денег, чтобы избежать крематория?


Точно не знаю, но у меня хоронили родственника прошлой весной на Хованском кладбище. Заплатили около 200000руб. Благо его близкие в состоянии это были сделать. А бедному одна дорога - в крематорий. А еще у нас многие попы ратуют, чтобы за таких не петь погребение. Куда же им бедным деваться?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 5
Зарегистрирован: 18.03.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:35. Заголовок: Re:


Новеградец пишет:

 цитата:
Моя матушка (в смысле супруга)


В мои младые годы,когда деревья были большими и свободно расцветал папоротник ,среди наших коренных "австрийцев"так тогда нас называли,бытовало неприязненное отношение как к попам называющих своих супружниц "матушками",так и попадьям величающих себя такожде.Это я серьёзно.Матушками называли инокинь скитских и монастырских.Помню последних Черкаских матушек без ковычек.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 324
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:38. Заголовок: Re:


Новеградец пишет:

 цитата:
Пока живём в этом мире и носим плоть, все хотим кушать. Каждый день. И чтобы по возможности неплохо.


Кому хочется кушать неплохо, пусть идет и работает. А молиться (оттарабанивать) псалтыри за деньги... - нужна ли Богу такая молитва? От чистого ли она сердца?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 6
Зарегистрирован: 18.03.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:52. Заголовок: Re:


KALUGER пишет:

 цитата:
А молиться (оттарабанивать) псалтыри за деньги... - нужна ли Богу такая молитва?


А вы попробуйте "тарабанить" хоть и за деньги.Мне такая услуга нужна.Ибо сам немощен,легче денежку заработать ,чем псалтыри "тарабанить".
Это терезам "молитва пламенного сердца"нужна.
Помнится в юности и я псалтырь за денюжку читал.Слава ввышних Богу и наземли мир, в человецех благоволение.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 7
Зарегистрирован: 18.03.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:53. Заголовок: Re:


KALUGER пишет:

 цитата:
А молиться (оттарабанивать) псалтыри за деньги... - нужна ли Богу такая молитва?


А вы попробуйте "тарабанить" хоть и за деньги.Мне такая услуга нужна.Ибо сам немощен,легче денежку заработать ,чем псалтыри "тарабанить".
Это терезам "молитва пламенного сердца"нужна.
Помнится в юности и я псалтырь за денюжку читал.Слава ввышних Богу и наземли мир, в человецех благоволение.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 325
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:57. Заголовок: Re:


Некрополь пишет:

 цитата:
А вы попробуйте "тарабанить" хоть и за деньги


А я за себя и своих близких и бесплатно псалтырь почитаю. Нужно самому молиться, Богу ходатаи ненужны. А если берешь милостыню и молишься за нее, то будь добр потом не склонять тех людей, кто тебе ее подал.
А молитва и должна быть пламенной, разве по-вашему не так?

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 872
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 22:58. Заголовок: Re:


KALUGER пишет:

 цитата:
Точно не знаю, но у меня хоронили родственника прошлой весной на Хованском кладбище. Заплатили около 200000руб. Благо его близкие в состоянии это были сделать. А бедному одна дорога - в крематорий. А еще у нас многие попы ратуют, чтобы за таких не петь погребение. Куда же им бедным деваться?


В подмосковье вполне приемлимые цены, так, что можно и без кремации бедному обойтись.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 8
Зарегистрирован: 18.03.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 23:03. Заголовок: Re:


KALUGER пишет:

 цитата:
А если берешь милостыню и молишься за нее, то будь добр потом не склонять тех людей, кто тебе ее подал.


Простите, к чему склонять?
Ну а спрочим разве поспориш.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 326
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.07 23:06. Заголовок: Re:


Некрополь пишет:

 цитата:
Простите, к чему склонять?


Ну, у нас так говорят в смысле разбирать поступок человека, перемывать кости. Т.н. местное наречие.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 3347
Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.07 00:26. Заголовок: Re:


Некрополь пишет:

 цитата:
Простите, к чему склонять?

Склонять по всем падежам. Распространенное среди русских выражение.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 34 , стр: 1 2 Все [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет