Приготовленный старообрядцами погребаль-ный костюм в наиболее полном составе включал:
рубаху, сарафан (у женщин) или штаны (у муж-чин), холщевые чулки, поясок, холщевые или вязанные обутки,подстилку и покрышку, саван, головной убор в виде сашмуры и двух платков (у женщин), венчик,подручник, лестовку
По традиции "смертное" нужно было готовить из своего "трудового" материала, как правило, белого цвета и без украшений. Саван, покрышку с подстилкой (холстинки), рубаху и другие принадлежности костюма шили из суро-вого, пачесного полотна, а платки и накидки на голову - из тонкого, ленного. Перед шитьем хол-сты обязательно прополаскивали в реке. Ни в коем случае не использовали холсты из "грехов-ной" пряжи, т.е. спряденной в Святки. Убинские и ануйские "полячки" в отличие от остального населения, расшивали смертные костюмы крас-ным льном. Орнаментальные мотивы распола-гались по вороту, поликам, низкам рукавов.
Информаторы не раз подчеркивали, что на смерть всегда шили "пропускное", не делали го-ризонтальных швов - так было заведено исста-ри. Обращает на себя внимание и такая особен-ность погребальных рубах и штанов как частое отсутствие красных и иных цветов ластовиц, что отличает их от повседневных и праздничных. Как в женском, так и в мужском костюмах руба-ху обязательно подпоясывали, не завязывая при этом узелка. Нередко покойника подвязывали и под рубахой, прямо по телу. Значительный интерес представляет то, что у некоторых кер-жаков Причумышья, а также Сростинской, Бухтарминской волостей, Сарасинской инородческой управы еще в первых десятилетиях XX в. и мужчин, и женщин хоронили в одних подпоя-санных туникообразных рубахах без портов и сарафанов. Только ноги, каждую в отдельности, "обвивали" холстом. По утверждению некоторых информаторов, обычай готовить холщовые чул-ки-обутки (от славянского "обути") распростра-нился у них не так давно.
У "поляков" Южного и Центрального Алтая смертная одежда включала туникообразные ру-бахи и косоклинные или кошеные сарафаны (у женщин), холщевые или вязаные обутки. Эти обутки напоминали по крою обычные кожаные, но отличались от них наличием центрального, вдоль стопы, шва, чего в повседневной обуви никогда не делали.
Старообрядцы Бухтарминской, Ануйской и Верх-Бухтарминской волостей изготавливали на ноги только холщевые чулки (без обуток) в виде сшитых с двух сторон мешочков со скошенной пяткой - по форме подобных известным из архе-ологических материалов XVII в. Здесь же, на Бухтарме, а также в Причумышье, встре-тилось нам и упоминание о погребальных чул-ках, выкроенных из двух отдельных половинок со швами спереди, по подошве, и сзади (в с. Язо-во Тальменской волости их называли "сапоги").
В погребальном костюме старообрядцев Ал-тая обязательным было присутствие савана (по мнению Л. Нидерле, это слово славянского про-исхождения). Саваны имели некоторое раз-нообразие в покроях, но по форме всегда напо-минали мешок. Они выкраивались в рост чело-века, но встречались и такие, которые, будучи накинутыми на голову, едва достигали талии. Простейший покрой савана - одно, перегнутое по-перек и сшитое вдоль длинной стороны полот-но. В конце XIX - начале XX вв. были распрос-транены саваны из двух полотен, одно из кото-рых также, как и в первом случае, перегибалось поперек и сшивалось на 35 - 40 см, образуя ка-пюшон, другое же подшивалось к нему со спи-ны. Швы соединения располагались в этом слу-чае Т-образно. Второе полотно, однако, могло подшиваться и так, что получался как бы один большой капюшон, в котором вырезали выемку для того, чтобы было видно лицо. Бытовали и такие саваны, в которых к указанным двум полотнам пришивали третье для запахивания умершего - слева направо (т.е. наоборот, чем в обычной одежде).
У кержаков одетого в саван покойника, неза-висимо мужчина или женщина, перевивали жичкой из домопряденной шерсти, которую пе-рекрещивали три раза - на груди, на животе и под колониями (исключение - некоторые села в Причумышье). Перед выносом все нити разре-зали. У других старообрядцев, например, убоульбинских "поляков" не перевивали, закутывая умершего лишь полами савана. Как бы переход-ная форма зафиксирована у "поляков" Ануйской волости, у которых жичку хотя и не перекрещи-вали, но все же укладывали поверх савана в виде крупных размеров крестообразной фигуры.
В XIX в. в Европейской России саванообразного покроя были известны не только погребальные (саваны, кукули), но и свадебные накидки ("гугли" гуцу-лов). Подобные мешкообразные виды одеж-ды восходят, на наш взгляд, к широко распрос-траненным в прошлом у многих народов пла-щам, которые в качестве дериватов сохранились в свадебно-похоронной обрядности.
Помимо саванов, покойников укутывали в две, длиной в рост человека, холстинки. Одну холстину расстилали на дно гроба (подстилка), а вторую, называвшуюся покрышкой, уклады-вали поверх умершего. В случае, если использо-вали одну длинную холстинку, то ее подстила-ли вниз и ею же , обогнув ноги, накрывали свер-ху. В этом случае длина холста равнялась двум длинам тела человека.
Когда умирала девушка, то ее "снаряжали как невесту, с золотым венчиком и одним плат-ком", в похоронах принимали участие одни толь-ко девушки (с. Язово). При этом волосы распус-кали или связывали лентой в виде "кустика" -обычай, известный и у русских России. Упоми-нание о подобной традиции находим в старооб-рядческой литературе XVIII в., где сообщалось, что "... при смерти женский пол одевают всякую девицею и пляжут хухлю...". В случае похо-рон парня весь обряд совершали только мужчи-ны. Носилки - две жерди поперек и две вдоль - и в том, и в другом случае обвязывали полотенца-ми (с. Усть-Чумыш Тальменской волости).
К изготовлению обрядовой одежды (свадеб-ной, погребальной) предъявлялись особые тре-бования - ее полагалось шить своими руками ("Грех на машинке шить"). Если в свадебном костюме использовались обычные швы - втачкю,замок, рубчик, слепой и другие, то погребаль-ный комплекс традиционно шили только стеж-ком вперед иголку -живулькой ("чтобы с того света не вор ачив алея"). Вместе с тем, несколько информаторов указывали и на более детальную дифференциацию в технологии: смертное, заго-тавливавшееся впрок, шили стыковым швом, соединяя полотна косым стежком через край, а смертное, которое приходилось шить для неожи-данно, трагически умершего человека, швом живулька (с. Черный Ануй). Подобные различия в изготовлении погребальной одежды, возмож-но, отражали в прошлом деление покойников на "чистых" (умерших своей смертью) и "заложных" (умерших не своей смертью), вопрос о которых был впервые поставлен Д.К. Зелениным. Кроме того, в отличие от повседневных рубах и сарафанов, в погребальных костюмах вырезы горловины, разрезы на груди, проймы обшива-ли не рубчиком, а косым стежком "через крае-шек". Исключение составляла только одежда "поляков" Владимирской, Риддерской и Ануйс-кой волостей, у которых края смертного платья обрабатывали полосками кумача.
При изготовлении погребальной одежды со-блюдались не только особые технологические приемы, но и принцип некой "недошитости" -нитки на концах никогда не завязывались в узелки. Этот же принцип прослеживался и в обычае не заканчивать швы в саванах, штанах, рубахах (под мышками) и т.д., что делалось, по-видимому, с охранными целями. Недокончен-ность, незавершенность, по мнению А.К. Байбу-рина, соотносилась у людей с областью вечного -"всего того, что не имеет конца" - и отсюда рассматривалась положительно. Действи-тельно, некоторые из наших информаторов счи-тали, что, если заготовленную впрок одежду до-шить до конца, то человек может умереть рань-ше времени (с. Березовка).
Во второй половине XIX - начале XX в. на шею умершим вешали гайтаны - в виде плетешков-косичек из холщевых ниток с "ушекопкой" (ма-ленькой деревянной ложечкой для чистки ушей) и крестом. Эти атрибуты, хорошо известные по славянским археологическим материалам XI -XII вв.
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/fursova/traditional.htm.html