Отправлено: 01.09.07 13:00. Заголовок: О нательном кресте
Скажите, старообрядческий крест должен быть изготовлен только из меди, или возможен другой материал(серебро, золото)? Необходимо ли носить крест только на шнурке-гайтане, или можно на цепочке? из какого материала должен быть изготовлен гайтан, и какова его длина? в каких случаях носят деревянные кресты?
Пост N: 2792
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг:
8
Отправлено: 01.09.07 13:47. Заголовок: Re:
Золотых не встречал, а серебрянные частенько. Носят обычно на гайтане. Длина гайтона, чтоб на груди висел, а не на шее. Деревянные Кресты раньше носили по бедности, хотя и сейчас носят. У меня знакомый поп тельник деревянный носит изрядных размеров, он поясняет, чтоб не забыть, что Крест надет
Пост N: 2144
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
5
Замечания:
Отправлено: 01.09.07 14:02. Заголовок: Re:
Он в самой лавре? Я ездил туда, что то мне лавра не лаврой показалась, а каким то двориком небольшим, думал изначально что там наподобии Киево-Печерской....и понятия не имею где там ризница
Пост N: 2793
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг:
8
Отправлено: 01.09.07 20:21. Заголовок: Re:
Anchorite пишет:
цитата:
А где в Москве можно купить старообрядческий крест из серебра?
У поморцев в лавке на преображенке в лавке рядом с их приделом в новолюбческом храме бесприцидентно недорого, здоровый сербрянный Крест за 180 р. (вроде?). Я покупал месяца 3 назад, был поражен ценами.
Пост N: 798
Зарегистрирован: 05.09.06
Откуда: Россия
Рейтинг:
5
Отправлено: 01.09.07 20:41. Заголовок: Re:
САП пишет:
цитата:
Золотых не встречал,
Их в открытой продаже можно встретить редко, но все же льют. Я ношу золотой крест на гойтане, он мне очень дорог, поскольку подарен одним священником, которого я очень уважаю.
А Цареградский это мужской крест или женский? и вообще, откуда пошла такая "специализация" крестов-мужской, женский... почитайте вот это http://www.pagez.ru/lsn/0472.php
Золотые кресты были всегда, сейчас их льют на заказ.Гойтан у креста традиционно никогда не был красным, а только вишневого цвета (как оторочка у полумантии), это, действительно, иноческий обычай. Деревянные кресты, опяить же в старину, чаще были смертные.
Пост N: 111
Зарегистрирован: 16.06.07
Откуда: Polsha
Рейтинг:
0
Отправлено: 02.09.07 20:42. Заголовок: Re:
Старообрядческий наперстный крест-мощевик, хранившийся в красном углу заброшенного дома. Середина XIX века,Удорские коми-зыряне, с. Верхозерье, 1992 г.
Пост N: 112
Зарегистрирован: 16.06.07
Откуда: Polsha
Рейтинг:
0
Отправлено: 02.09.07 20:51. Заголовок: Re:
Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.
Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.
Прообраз исцеляющего, защищающего, возвращающего к жизни божественного знака явился еще в Ветхом Завете. В книге Чисел мы читаем: “И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив” (Чис., 21: 8,9).
Как известно, медный змей был, в конце концов, разрушен, но ничто не может разрушить Креста Господня. Крест дан христианам на все времена, хотя в разные столетия люди могли изображать его по-разному.
Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.
Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться все чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного. Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость. Поясняющая надпись гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА” (греческое слово, означает победу Христа над смертью). Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К” - копие, “Т” - трость, “ГГ” - гора Голгофа, “ГА” - глава Адама. “МЛРБ” - место лобное рай бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).
Распятый Христос на нательных крестах не изображается, и вот почему. Нательный крест не дозволяется снимать никогда; в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить было бы непристойно. Поэтому Церковь сочла более благочестивым для христиан не иметь нательного изображения Спасителя. Кресты с изображением распятого Спасителя не считаются нательными; в древности, по-видимому, существовала традиция носить такие кресты (а также иконы) поверх одежды.
К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…), или только первые слова. Такую форму нательного креста и сохраняют старообрядцы. Кресты (не нательные), предназначенные для молитвы, для поклонения, как правило, имеют и соответствующую надпись: “Кресту Твоему покланяемся Владыко…”.
Существует внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).
Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетенной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).
Старообрядчество в России. Энциклопедический иллюстрированный словарь. – М.,2005
Пост N: 18
Зарегистрирован: 07.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг:
1
Отправлено: 02.09.07 21:14. Заголовок: Re:
and пишет:
цитата:
Старообрядческий наперстный крест-мощевик, хранившийся в красном углу заброшенного дома. Середина XIX века,Удорские коми-зыряне, с. Верхозерье, 1992 г.
Ничего не понятно. Удорские зыряне -- даниловцы, как у них мог быть "наперстный крест"?
Крест как личная святыня (Ставрографический сборник. Книга третья) Автор: С. В. Гнутова (научный редактор и составитель) Издательство: Москва: «Древлехранилище» Год: 2005 Страниц: 700 Формат: djvu (rar) Размер: 14 метров: http://rapidshare.com/files/52946733/Stavrogr_sb_3_djvu.rar ------------------ Название: Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI - начала XX века. Альбом Автор: С. В. Гнутова, Е. Я. Зотова Издательство: Интербук-бизнес Год: 2000 Страниц: 136 Формат: pdf Размер: 26 Mb http://rapidshare.com/files/18714772/Kresti__ikoni__skladni_opt.rar
Льет на заказ Валерка, у него можно купить дешевле, чем где бы то ни было. Гойтан не красный никак, а вишневого цвета, правда раньше, действительно, такой иноки носили. Деревянный крест -- делают на смерть. Золотые кресты так же вовсю льют.
Насколько мне известно, на Царьградском кресте в средокрестии вот эти лучи- это рукояти мечей. Откуда пошла такая традиция, чем этот крест отличается от обычного прямого (мужского) креста. Возможно-ли, что этот крест изначально носили воины, ведь неспроста же на нем рукояти мечей? Ну а прямой уже наверное носили все остальные (не воины) В альбоме "Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI - начала XX века", любезно предоставленном WWN, имеются также двустворчатые кресты-энколпионы, на них, между прочим есть изображение распятия, а это, как я понимаю, нательные кресты-мощевики. На сколько я знаю, на старообрядческом кресте не должно быть изображения распятия, а тут есть. Как это объяснить? И еще вопрос. Деиствительно ли иерейские наперсные кресты носились скрытно, как я читал "в особом кармашке"? И может быть кто-нибудь приведет фото такого наперстного креста
Не, серьезно... Вот, нашел: http://www.starover.religare.ru/material6182.html Кстати, напестный крест протопопа Аввакума: "....кстати до церковной реформы 17 века священники наперстные кресты носили не поверх рясы как сейчас, а в особом кармане, сверху же носить кресты дозволялось лишь в качестве награды..."
Пост N: 26
Зарегистрирован: 07.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг:
2
Отправлено: 03.09.07 23:41. Заголовок: Re:
Anchorite Я, признаться, полагал, что "наперстные кресты" ввел у никониянцев Павел 1. По западному образцу, как водится. Ну а у поповцев он появился чуть позже. И только герр Безгодов разрушил мое неправильное мудрование!
Пост N: 2170
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
6
Замечания:
Отправлено: 04.09.07 09:49. Заголовок: Re:
Кто то писал (по моему А. рябцев), что это были поломнические кресты, и по моему носились поверх одежды помимо нательного, что бы можно было снять в пути и помолиться, так же как и встречаются образки с ушками для шнурка.
Пост N: 2827
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: РФ, Москва
Рейтинг:
8
Отправлено: 04.09.07 09:54. Заголовок: Re:
Ksenos пишет:
цитата:
Кто то писал (по моему А. рябцев), что это были поломнические кресты, и по моему носились поверх одежды помимо нательного, что бы можно было снять в пути и помолиться, так же как и встречаются образки с ушками для шнурка.
Достаточно посмотреть каталоги дораскольных Крестов или сходить в Истоический музей, чтоб понять насколько широко до раскола были распостранены Кресты с распятьем. Мне об этом говорил и один старинщик, у него много таких Крестов имеется, да и размера они зачастую весьма малого, чтоб их поверх одежды носить.
Крест в православии Ставрографический сборник. Книга вторая Автор: С. В. Гнутова (научный редактор и составитель) Издательство: Москва: «Древлехранилище» Год: 2003 Страниц: 372 Формат: djvu/pdf (rar) Размер: 10,9 MB
Пост N: 151
Зарегистрирован: 16.06.07
Откуда: Polsha
Рейтинг:
2
Отправлено: 30.09.07 18:05. Заголовок: Re:
Описание
Крест греческих пропорций с крестиками на концах балок. Такая форма имела название "малый патриарший крест" (у некоторых исследователей — "иерусалимский") и была распространена на Руси в XIV веке. Лицевая сторона: Распятие с четырьмя Предстоящими на фоне Иерусалимской стены, на концах балок образы архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила. На оглавии — Нерукотворный Образ Спасителя. Оборотная сторона: святой Никита, побивающий беса, на концах балок святые воины Георгий Победоносец, Федор Тирон и Федор Стратилат, и святой великомученик Пантелеимон Целитель.
САП , спасибо!!! Про копие я так и думал. Оно если смотреть на крест слева и получается, а про трость это на которую губку наделе и давали пить? Тогда все, я вспомнил. Спасибо!
Пост N: 187
Зарегистрирован: 16.06.07
Откуда: Polsha
Рейтинг:
3
Отправлено: 15.10.07 20:21. Заголовок: Re:
"Крестное знамение это крепкий щит против бесовских действий:
Если ты изобразишь на себе крест с великой верой, то ни один из нечистых духов не посмеет приблизиться к тебе, видя тот меч, от которого получил смертельную рану. (Св. Иоанн Златоуст) Назнаменуем Животворящий Крест и на дверях, и на челе, и на всем теле своем и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, этим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. (Св. Ефрем Сирин)
Когда ты творишь крестное знамение, вспоминай всю силу Креста, все дело нашего спасения, и погасишь свою ярость и все прочие страсти. (Св. Григорий Богослов)
Крестясь, мы вспоминаем спасительную смерть на кресте Господа Исуса Христа, просим Его помощи, милости и благословения, поскольку сила креста есть Христос. Апостол Павел говорит: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1:18). "
Пост N: 925
Зарегистрирован: 04.06.07
Откуда: Московское государство, Москва
Рейтинг:
3
Отправлено: 16.10.07 18:35. Заголовок: Re:
Грамматикъ пишет:
цитата:
INЦI обычно на поповских крестах (литых поповцами) либо на некоторых федосевских
Ну да, это они от латынников INRI переняли как INCI. А до 1666 такого на крестех животворящех осмиконешных не отображалось! Игнатий Соловецкий писал о титле.
Ну, а вообще Распятия? И если на Распятии исторически титла была, и если на иконописных изображениях Распятия ее принято было воспроизводить, то какой грех и на литых Распятиях?
Я всегда думал, и раньше в календарях церковных стояла дата, что Распятие на Рогожском, стоящее перед правым передним столпом, - дониконовской работы. А там есть надпись ИНЦИ. Но, поскольку научной атрибуции не имею на руках, пока воздержусь.
Пост N: 933
Зарегистрирован: 04.06.07
Откуда: Московское государство, Москва
Рейтинг:
3
Отправлено: 16.10.07 23:10. Заголовок: Re:
Симеон пишет:
цитата:
дониконовской работы. А там есть надпись ИНЦИ.
Даже беглое знакомство с рогожскими иконами дает возможность понять, что это в основном XIX-XVIII век. Спас, о котором говорят, что четырнадцатого века, не вписывается в аналоги Третьяковки или другого музея икон этого времени, к примеру.
Сегодня купил крест в лавке при храие РДЦ на павелецкой, "царьградский" на нем на обороте молитва: "Господи Исусе Христе Сыне Божий благослови (далее неразборчиво) силою креста живоноснаго... (неразборчиво)" что - то я впервые вижу такую молитву на обороте креста, обычно "Да воскреснет Бог..." .
Пост N: 2648
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
13
Замечания:
Отправлено: 17.10.07 19:06. Заголовок: Re:
Anchorite пишет:
цитата:
"Господи Исусе Христе Сыне Божий благослови (вл. Александра - (на арамейском)) силою креста живоноснаго... (неразборчиво)" что - то я впервые вижу такую молитву на обороте креста, обычно "Да воскреснет Бог..." .
Сегодня купил крест в лавке при храие РДЦ на павелецкой, "царьградский" на нем на обороте молитва: "Господи Исусе Христе Сыне Божий благослови (далее неразборчиво) силою креста живоноснаго... (неразборчиво)" что - то я впервые вижу такую молитву на обороте креста, обычно "Да воскреснет Бог..." .
У поморцев в лавке на преображенке в лавке рядом с их приделом в новолюбческом храме бесприцидентно недорого, здоровый сербрянный Крест за 180 р. (вроде?). Я покупал месяца 3 назад, был поражен ценами.
после разглядывания под лупой выяснилось следующее: " Господи Исусе Христе Сыне Божий благослови и освяти и сохрани мя силою креста живоноснаго ти"(в точности неуверен) и ниже под текстом: С К под титлами.
Отправлено: 01.04.08 16:58. Заголовок: Крест на определение исторического периода ...
Уважаемые господа, Часто встречаются (широкое распространение) кресты, иконы и пр. в литом исполнении. Подскажите, где можно найти информацию, которая позволит отнести предмет к тому или иному времени?
Отправлено: 01.04.08 16:58. Заголовок: Подскажите, где можн..
Подскажите, где можно приобрести именно этот крест?
самовар пишет:
цитата:
Отправлено: 02.09.07 20:51. Заголовок: Re:
Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.
Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.
Прообраз исцеляющего, защищающего, возвращающего к жизни божественного знака явился еще в Ветхом Завете. В книге Чисел мы читаем: “И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив” (Чис., 21: 8,9).
Как известно, медный змей был, в конце концов, разрушен, но ничто не может разрушить Креста Господня. Крест дан христианам на все времена, хотя в разные столетия люди могли изображать его по-разному.
Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.
Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться все чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного. Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость. Поясняющая надпись гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА” (греческое слово, означает победу Христа над смертью). Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К” - копие, “Т” - трость, “ГГ” - гора Голгофа, “ГА” - глава Адама. “МЛРБ” - место лобное рай бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).
Распятый Христос на нательных крестах не изображается, и вот почему. Нательный крест не дозволяется снимать никогда; в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить было бы непристойно. Поэтому Церковь сочла более благочестивым для христиан не иметь нательного изображения Спасителя. Кресты с изображением распятого Спасителя не считаются нательными; в древности, по-видимому, существовала традиция носить такие кресты (а также иконы) поверх одежды.
К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…), или только первые слова. Такую форму нательного креста и сохраняют старообрядцы. Кресты (не нательные), предназначенные для молитвы, для поклонения, как правило, имеют и соответствующую надпись: “Кресту Твоему покланяемся Владыко…”.
Существует внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).
Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетенной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).
Старообрядчество в России. Энциклопедический иллюстрированный словарь. – М.,2005
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет