http://kiev-orthodox.org/site/worship/1520/ "Перевод окружного послания Синода Элладской Церкви от 31 марта 2004 года.
Афины, 31 марта 2004, N 2784.
ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ
Достопостеннейшим Митрополитам Греческой Церкви.
Тема: "Образ чтения молитв Божественной Литургии".
Достопочтеннейшие во Христе братья,
Священный Синод Церкви Эллады, в рамках Своей постоянной и неизменной заботы об укреплении "благоприятного служения Богу", и принимая во внимание выводы относительно этого вопроса Особой Синодальной Комиссии Литургического Возрождения, посредством настоящего Окружного Послания желает сообщить Вам - а через Вас и "всей полноте Святости нашей Святой Церкви Эллады" - нижеследующее, имеющее отношение к образу чтения молитв за Божественной литургией, чтобы соучастие всего "народа Божия" в совершаемом, читаемом и поемом за ней, стало кафолическим и, вместе с тем, вполне осознанным.
Образ чтения молитв в прошлом дал повод для высказывания противоположных суждений. А поскольку речь идет не только о вопросе обрядовой природы, но касается спасения народа посредством сознательного участия в Божественной литургии, требуется точное знание истории и богословской стороны этой проблемы, чтобы можно было сделать правильные выводы и применить их в современной литургической практике.
Свидетельства первых восьми веков (т.е. до первых сохранившихся рукописных евхологиев) указывают, что народ слышал молитвы Литургии. Это доказывается либо свидетельствами об ответе "Аминь" на молитвы иерея (Иустин, Дионисий Александрийский, Иероним), либо очевидными указаниями, что молитвы "слышались" народом (Дионисий Александрийский, 19-й Канон Лаодикийского Собора, житие прп. Мелании), либо употреблением глагола "говорить" в отношении к молитвам Божественной литургии (Василий Великий, Григорий Богослов), либо местами из Златоуста об иерее, который "принимает голос народа" и совершает богослужение, а также о церковном теле, которое возносит благодарственные молитвы "единодушно" и "единым гласом". Добавим сюда и косвенное свидетельство о чтении молитв божественной литургии в пределах слышимости народом, которое предоставляет важнейший текст Апостольского Предания, сообщающий, что епископ молится "про себя" во время обряда облачения, однако "возносит" евхаристические молитвы перед жертвенником.
Это единое предание созвучно посланию Павла (1 Кор.14, 16-17) о том, что член народа Божьего (лаик) не может ответить "Аминь" на молитвы иерея, если не понимает их (следовательно, если и не услышит их). Ранее упоминавшееся 19-е ..."