И.В.С. пишет:
цитата: |
Чтобы ответить на эти Ваши вопросы необходимо провести дополнительные исследования, на которые у меня пока нет времени |
|
Понятно. Из сего пока можно заключить (хотя бы для Вас лично), что сия «богословская проработка» в поморском сообществе произошла втайне неведомыми Вам некиими людьми.
И.В.С. пишет:
цитата: |
Во всех этих выписках мне видится лишь то о чем и писал раньше, а именно, подтверждение церковного закона о необходимости священнического благословения браков. |
|
Непонятно только если Вы согласны, что таков именно церковный ЗАКОН о браках, то следовательно должны и понимать, что кроме сего ЗАКОНА иным образом учиненные браки есть именно БЕЗЗАКОННЫЕ, если конечно в св. писании не указываются нужные случаи допустимого преступления сего общего закона.
Но ваши предки именно сей закон церковный положили в основание своих уставных законоположений, и не видели как возможно его преступить.
«и вся прочая супружества, яже не с благословением церковным и чинным от своего си пастыря, сиесть, от епископа, или от тоя парохии священника, венчанием при двух или триех поне свидетедей свершаемая, по соборномй уставлению, и святых отец учению, не законна, паче же БЕЗЗАКОННА и НИЧТО ЖЕ СУТЬ» [Кормчая, гл. 51, О тайне супружества, сиесть законнаго брака].
«зде бо церковным законом, яко ножем истинны, пререзует вся изветы. и единым словом заключает церковную тайну, глаголя вся прочая супружества, КРОМЕ ВЕНЧАНИЯ БЕЗЗАКОННА. а ельма глаголет вся супружества; к тому НИ ЕДИНАГО СУПРУЖЕСТВА ОСТАВЛЯТИ БЫТИ в церкви, КРОМЕ ЧИННОГО церковнаго ВЕНЧАНИЯ» [Из послания Поморских отец, к Феодосию Васильевичю].
Вот что по вашим предкам единственно для Церкви законно есть, а что против сего есть беззаконно. Исходя лишь из такого богословского разума понимания установления древлецерковного о браке единственно и возможно принять их чиновничьи узаконения. Если же тайна брака может совершаться и безсвященнословным образом (как в вашем сообществе утверждается), тогда ваши предки есть явные безчинники и самочинники, в искушение подвластный им народ повергающие.
Посему то Вам следует последовательно опровергать разум не только ваших предков о законном браке церковном, но и составителей Кормчей, и доказывать от св. писания, что предки ваши и закон в Кормчей, гл 51, «О тайне супружества, сиесть законнаго брака», заблуждались, и в Церкви может пребывать и супружество иным образом составленное, и оно также будет законным, сиречь древней Церковью дозволенное.
И.В.С. пишет:
цитата: |
Но в другой ветке было показано, что Церковь считала по существу законным браком только однобрачие, благословение на который дано Адаму и Еве ещё в раю... Христос восстановил тайну брака, данную первым человекам. Кто же сочетал их, какой священник тогда присутствовал? |
|
Брак от Христа утвержден и почтен. Но какой брак, и с какой целью? Разве с той же, что и в ветхом завете? Церковь учит, что брак новозаветный должен быть о Господе, т. е. благословение на его совершение должно быть от присутствующего, как в Канне самого Христа. И многомудрые свв. отцы нас научают о разнополагании брака ветхозаконного и новозаветного.
"По временным условиям те в то время подлежали одному закону, а мы, в котором исполнились пределы времен, подлежим другому. Пока был в силе оный закон раститеся и множитеся и наполняйте землю (Быт. I, 28)... все женились и выходили замуж и, оставив родителей, делались одною плотию. А когда прогремело оное слово: время прекращено есть прочее, да имущие жены, яко же неимущие будут (1 кор. 7, 29), то, прилепляяся ко Господу, с ними мы делаемся одним духом (1 кор. 6, 17)" (Бл. Иероним, ч. 4 с. 118-119 изд. 1903 г.).
Вот разум ветхозаветного установления брака, и новозаветного. Первый закон «раститется и множитеся» был дан всякой твари (сиречь и всем народам), но такое плотское совокупление не было исполнением новозаветного Христова закона. Только в новозаветной церковной тайне мы «прилепляяся ко Господу, с ними мы делаемся одним духом» [1 кор. 6, 17], а вот вне сего единения, о Господе, мы уже не различая исполнения времен уподобляемся блудникам, и исполняя ветхозаветную заповедь от Господа тем не менее далеки.
"Их-же бо не совокупи Бог священными молитвами призываем, тии все сходятся на блуд" (Кормчая глава 43. лист 336).
"Сам Бог соединяет сочетавающихся и укрепляет это соединение чрез священные обряды молитв, дабы сделать брак нерасторжимым" [патр. Фотий, в своем Номокононе, ч. 2, стр. 503].
И св. Церковь чрез священные правила и их толкования нам такожде опасно разъясняет сие разньство законоположений.
"Я же всякому просящему совета о браке, свидетельствую, яко преходит образ мира сего, и время прекращено есть, да имущии жены якоже неимущии будут. Аще же кто представит мне в возражение оное изречение "раститеся и множитеся", то я посмеюсь не различающему времен законоположения" (свт. Василий, прав. 87).
"Достойны смеха те, кто не различает времен законодательства; слова "раститеся и множитеся" сказал Бог первосозданным, когда еще не было множества людей и конечно необходимо было, что бы дети Адама сочетавались между собою. И так на этом основании и ныне братья и сестры могут сочетаваться друг с другом?" (Зонара в толк.).
И.В.С. пишет:
цитата: |
Поэтому и сказано в Большом Катихизисе, л. 392: "Вопрос. кто убо действенник сея тайны? Ответ. Первее убо сам Господь Бог, яко Моисей боговидец пишет - и благослови я Господь Бог глаголяи раститеся и множитеся, и исполняйте землю, и обладайте ею. Иже и Господь во Евангелии утвержает глаголя - яже Бог сочета человек да не разлучает. Посем сами брачущиеся сию себе тайну действуют глаголюще - аз тя посягаю в жену мою, аз же тебе посягаю в мужа моего. Сице в сей тайне сами себе продаются и предаются оба себе купно в сию честную работу". |
|
Здесь Вы искажаете разум Б. Катихизиса, представляя так, что тайна брака лишь согласием соединившихся устанавливается, сиречь кроме священных молитв. Но в ответе Катихизиса ПЕРВЕЕ действенник сей тайны есть Господь, и кроме Него никак брачующиеся не могут ее совершить. Но что есть тайна церковная, и как мы действие ее обнаруживаем? Зрим в том же Катихизисе, только немного выше:
«Вопрос. Скажи ми что есть святая тайна?
Ответ. Тайна есть невидимыя благодати Божия видимое знамение, во освящение наше от Бога нам преданая. ино бо в тайне видим, и ино приемлем. знамение убо верху явленное видим, сокровенную же духовную благодать, яже нарицается вещию или концем тайны сию приемлем».
Вот только законное внешнее знаменование сей тайны и будет нам твердым основанием нашего упования, о содействии Господней благодати в ней. А какое знаменование нам предано от Церкви в совершении сей тайны, дабы быть уверенным в Господней благодати? Зрим там же в Катихизисе:
«Вопрос. Кто может сия тайны строити?
Ответ. Никтоже разве святителей хиротонисанных, им же дана есть власть от Господа Бога рукоположением наследников апостольских. раздели бо Бог в церкви саны и строители, яже святыи апостол Павел глаголет. и той даде овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители. еда вси апостоли. и на ином месте глаголет. никтоже собою честь приемлет, но званыи от Бога, якоже Аарон. аще же в ветсем завете никтоже дерзну не освящен строити тайны, множае паче у нас не достоит дерзати. сего ради Господь на тайней вечере апостолы своя священниками сотворил есть, и по воскресении своем повеле им вся языки крестити, и даде им власть отпущати грехи».
Вот. Следовательно Вам следует показать от св. писания, что некто иной может в нужных случаях быть строителем тайны брака, без чьего молитвенного содействия, како возможно уверитися в благоволении Господнем, которое ПЕРВЕЕ полагается согласия сошедшихся?
В таком же разуме и Малый Катихизис нас опасно наставляет:
"Вопрос: которая есть шестая тайна? Ответ: Достояние брака, иже бывает общим изволением от тех, иже входят в то достояние без всякия пакости, и благословением священническим" (л. 45 об.).
Т.е. согласием супружников и благословением священническим брак совершается, а не единым токмо согласием сочетавающихся.
И.В.С. пишет:
цитата: |
Второбрачие же допускалось по снисхождению с епитимией, показывающей что это есть грех, однако же прощен ради человеческой немощи. Второй брак в древности священником не венчался, но признавался терпимым (законным) без священнического благословения, если он был браком по существу |
|
"Недостоит презвитеру у двоеженца на браце ясти. тому бо покаяниа требующу, оного кто сподобит милости. Толкование. Презвитер, благословив двоеженца с женою, от трапезы да отъидет, и да не яст с ними. аще бо запрещению повинен есть двоеженец, которое будет презвитеру помилование, еже ядения ради к таковому слагающуся браку" (Кормчая, л. 54, 7 прав. неокесарийск. соб.).
Вот разум св. отцов о второбрачных, брак имел благословение священником, сиречь священнические молитвы подобные, а от совместной трапезы священнику удалятся повелевается епитимии ради принимаемой второбрачующимся.
Также и о третьем браке было принято в церкви (на соборе Соединения) важное определение, чрез которое он мог допустим быть в ограду церковного закона. Зри о сем опасно в Кормчей, гл. 53, «Изложения, рекше воспоминание бывшего церковного соединения, при Константине и Романе», лл, 573-576 об. Также и в толк. Вальсамона на 4 прав. свт. Василия В.
Таким образом третьий брак не просто приемлет в церковь, и делается законным, но согласно лишь соблюдаемым там условиям. «Яко же аще кто четыредесяте лет сыи,.. понеже аще чада будут, не прощен есть и сий брак третии… и т. д.», зри Кормч. л. 574 об. После сего собора и последования молитвословий были упорядочены, таковые и древлероссийская церковь восприняла.
И преп. Никон Черногорец такожде свидетельствует в Тактиконе об упразднении раздора церковного ради браков, и приведение всех в едино согласие относительно законного утверждения браков, чрез кое исполнение возможно быть «чистым сущим от сквернений и блудных нечистоты».
"Смотри сие божественное правило, яко разнствует от Василия Великаго, их же в последния яже таковыя, и ина елика такова, и друзии блазни и сквернии разпрострошася в брацех. Якоже и соединение собор глаголет, и по тонку все очищает, и опасство и вины бывающих, якоже и предрекох, в последних временех, егда соборныя церкви восприят исправление веры, и всяка ересь отступи, и избавися от соблазн всех. Тогда собор сей бысть соединение сице глаголемый, заеже соединитися церкви в таковых, первое раздрание суще растления ради браков, и речию известно управи о сих, исправив первее многобрачие и о третьем браце, потом же глаголет, яко не точию же, но ни второй ни первый кроме утверждения уставляем, но и оны повелеваем сице составлятися, яко же ни едину имети лукавую вину, или от восхищения, или от предваршия тайныя тли покойно и чистым сущим от таковых сквернений и блудных нечистоты" (Тактикон, слово, 34 л. 183).
И.В.С. пишет:
цитата: |
Здесь именно речь о новом безиерархическом состоянии Церкви. |
|
Но сие обстоятельство не разделяет вас с первобытными своими отцами. И значит не может являться причиной различных (их с вами) «богословских проработок» о тайне брачной.
И.В.С. пишет:
цитата: |
Но вот именно когда простецы получили в отсутствии иерархии церковное правление, тогда только они могли получить такие права. |
|
На всякие права в нуждных случаях требуется подтверждение из св. писания. Иначе как тогда возможно ограничить претензии и на иные права, во отсутствии иерархии? Посему то древлеправославная Церковь чрез св. писание опасно и допустила права миряном на совершение не всех тайн, но исходя из нуждных обстоятельств последнего времени только нуждно-потребных ко спасению, дабы чрез такое ограничение спасающиеся особое старание и внимание приложили о своем спасении, а не заботой о мирских попечениях таковое опасное время искупали. Не просто так св. писание духовно отождествляло воцарение мерзости запустения – антихриста, с бежанием из Иеросалима, и о горе непраздным и доящим в тыя дни, сиречь имущим житеские попечения.
«А некоторые под мерзостью запустения разумеют Антихриста, поелику он будет опустошать мир, разрушать церкви и сам воссядет в храме. Они понимают это место так: тот, кто находится на кровле, то есть на высоте добродетелей, да не сходит с высоты их, чтобы взять то, что принадлежит телу, поелику дом души есть тело. Нужно удалиться и с села, то есть от земного, - поелику село есть жизнь мирская, - и не брать из него риз, то есть древней злобы, которой мы совлеклись» [бл. Феофилакт, в толк на Мф. 24].
Вот, нужно удалится и с села, то есть совлечься мирской жизни в эти зело опасные и лукавые дни, дабы не быть уловленным антихристовыми прелестями.