Первоиерарх Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополит Корнилий может на этой неделе лишиться своего поста. Как стало известно Ъ, группа влиятельных староверов, недовольных его внешней политикой, готовится на предстоящем Освященном соборе выдвинуть вотум недоверия митрополиту Корнилию. По мнению оппозиционеров, курс на сближение с Русской православной церковью может привести к поглощению старообрядческой церкви.
На этой неделе в Москве начнет работу Освященный собор Русской православной старообрядческой церкви -- высший орган церковного управления. Как стало известно Ъ, на нем часть клириков и мирян РПСЦ намерены потребовать от высшего церковного органа извергнуть из сана главу РПСЦ митрополита Корнилия. Причиной послужила внешняя политика главы РПСЦ, в частности его контакты с Московским патриархатом. "Эти частые встречи вызывают опасение, что конечной целью их станет слияние РПСЦ с РПЦ",-- заявил Ъ экс-пресс-секретарь Московской митрополии Сергей Вургаф.
Старообрядческое движение возникло в России в середине XVII века в результате церковно-обрядовой реформы патриарха Никона. Патриарх Никон ввел троеперстие, кроме этого, русские богослужебные книги были исправлены по греческим образцам того времени. Эти нововведения внесли раскол в ряды верующих, что привело к появлению официальной церкви (РПЦ) и старообрядческой (РПСЦ).
Напомним, что владыка Корнилий занял пост главы РПСЦ после смерти в августе 2005 года митрополита Андриана. Покойный владыка снискал репутацию реформатора, установив тесные связи со светской властью и сделав РПСЦ более открытой для общества. К тому же Андриан стал первым за 350-летнюю историю раскола первоиерархом РПСЦ, который начал диалог с Московской патриархией о возможном сотрудничестве.
"Если в действиях митрополита Андриана была видна ясность -- донести голос старообрядчества, то в действиях владыки Корнилия ее нет,-- убежден господин Вургаф.-- При этом он пользуется сомнительными методами: приватно встречается с представителями РПЦ, что вызывает настороженность". Иными словами, староверы считают, что их глава не отстаивает интересы старообрядчества в диалоге с РПЦ, а ведет соглашательскую политику с официальной церковью, которая может привести к слиянию с ней. Особенно староверов насторожил тот факт, что владыка Корнилий на заседании Всемирного русского народного собора (организация, учредителем которой является РПЦ) сидел в президиуме и даже допустил целование с патриархом, что, по их мнению, непозволительно для главы староверов.
"Собор должен положить предел неоправданному сближению Московской митрополии с РПЦ; создать постоянный орган церковного управления на период между соборами, наделенный достаточными правами и ответственностью перед собором; предотвратить грозящий раскол РПСЦ",-- говорится в обращении группы недовольных оппозиционеров, которая, по их словам, объединяет до половины прихожан, в адрес собора. По сути, оппозиционеры предлагают ограничить власть митрополита и сделать его подотчетным совету митрополии, который будет корректировать действия главы РПСЦ.
Более того, недовольные предлагают отправить первоиерарха в отставку. Они напоминают, что глава РПСЦ был членом КПСС. "Предлагаем рассмотреть вопрос применимости к лицам, крещенным в младенчестве в РПСЦ и во взрослом возрасте вступившим в КПСС, 9-11-го правил 1-го Вселенского собора и 73-го правила Василия Великого (о невозможности поставления в клир и извержении из сана лиц, без принуждения отвергшихся от веры)",-- говорится в обращении.
"Глупо обвинять Корнилия в членстве в КПСС, ведь в истории церкви были и разбойники, и убийцы, которые впоследствии становились монахами,-- считает церковный аналитик-старовер Александр Дугин.-- Я убежден, что ультраортодоксам, этаким церковным троцкистам, которые пытаются поднять волну против главы, не удастся сместить Корнилия со своего поста, потому что с точки зрения церковной дипломатии митрополит делает все правильно". "Я думаю, что до радикальных мер не дойдет и митрополит сохранит свой пост,-- согласился с ним Сергей Вургаф.-- Но если он (митрополит Корнилий.-- Ъ) не найдет в себе мужества пойти на компромисс с недовольной частью верующих, то вполне возможно, что после собора произойдет раскол в старообрядчестве, то есть появится еще одна церковь".
Сам митрополит Корнилий вчера от каких-либо развернутых комментариев воздержался, сказав только, что знает о претензиях, которые хотят ему предъявить на соборе.
В Московской патриархии известие о готовящемся перевороте восприняли с недоумением. "Для меня удивительно слышать обвинения, которые выдвигаются в адрес митрополита Корнилия,-- заявил Ъ зампред отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк.-- Печально, что люди восприняли нормальные межцерковные отношения как измену".
Пост N: 1584
Зарегистрирован: 12.02.06
Рейтинг:
-11
Замечания:
Отправлено: 15.10.07 13:03. Заголовок: Re:
А вот у меня сложилось прямо противоположное мнение, я только что прехал с Рогожки, там люди весьма решительно настроены. И если я прежде сомневался вообще в возможности реального обсуждения на соборе деятельности гражданина Титова, то теперь очень сомневаюсь что его выпустят оттуда живым.
Пост N: 1589
Зарегистрирован: 12.02.06
Рейтинг:
-11
Замечания:
Отправлено: 15.10.07 13:21. Заголовок: Re:
Максим Валерьевич пишет:
цитата:
Гервасий пишет: цитата: создать постоянный орган церковного управления на период между соборами "Старообрядческая обновленческая синодальщина"?
Митрополит сам указал, что им управляет окружение и что оно во всем виновато. Если это так, то такое управление митрополитом должно быть транспарентным для Церкви. Вот пусть создают орган, а орган будет отчитываться, как он крутит мтитрополитом.
Пост N: 925
Зарегистрирован: 14.03.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
8
Замечания:
Отправлено: 15.10.07 14:46. Заголовок: Re:
AK2 пишет:
цитата:
Расколу РПСЦ только враги Церкви возрадуются.
Очень категорично, я бы даже сказал провокационно. Хотя вообще лично я всегда был категорически против всяких "объединительных проектов" именно по этой самой причине - неизбежности последующих расколов в любом виде. О чем, кстати говоря, писал и в той самой статье 2003 г., которой Вы меня частенько попрекаете.
Пост N: 152
Зарегистрирован: 28.10.06
Откуда: Россия
Рейтинг:
2
Отправлено: 15.10.07 15:09. Заголовок: Re:
Газетенка пишет:
цитата:
церковный аналитик-старовер Александр Дугин
1. К Церкви православной Дугин не имеет никакого отношения. 2. Что за далжность такая аналитик, и чего он анализирует? 3.Старовером Дугин так же не является, - прихожанин никонианского прихода, в которм молятся по старому обряду.
цитата:
"Глупо обвинять Корнилия в членстве в КПСС, ведь в истории церкви были и разбойники, и убийцы, которые впоследствии становились монахами
Глупо не объвинять. Дугин, не знает что ли, что членство в КПСС связано с отречением от веры христианской?
цитата:
Я убежден, что ультраортодоксам, этаким церковным троцкистам, которые пытаются поднять волну против главы, не удастся сместить Корнилия со своего поста, потому что с точки зрения церковной дипломатии митрополит делает все правильно". "Я думаю, что до радикальных мер не дойдет и митрополит сохранит свой пост,-- согласился с ним Сергей Вургаф.-- Но если он (митрополит Корнилий.-- Ъ) не найдет в себе мужества пойти на компромисс с недовольной частью верующих, то вполне возможно, что после собора произойдет раскол в старообрядчестве, то есть появится еще одна церковь".
Смешной этот аналитик какой-то. Предсказывает чего-то. Давно уже все предсказано и сбылось. От староверия остались рожки да ножки. Какие расколы!
Пост N: 690
Зарегистрирован: 06.12.05
Откуда: Россия, Барнаул
Рейтинг:
3
Отправлено: 15.10.07 16:35. Заголовок: Re:
Гервасий пишет:
цитата:
Старообрядческое движение возникло в России в середине XVII века в результате церковно-обрядовой реформы патриарха Никона. Патриарх Никон ввел троеперстие, кроме этого, русские богослужебные книги были исправлены по греческим образцам того времени. Эти нововведения внесли раскол в ряды верующих, что привело к появлению официальной церкви (РПЦ) и старообрядческой (РПСЦ).
Ага! Т.е. староверы - это только РПСЦ?
Феликс пишет:
цитата:
должно быть транспарентным
По русски (или хотя бы по церковно-славянски) - нельзя сказать? А то есть такое красивое слово - "прозрачный".
р.Б. Илия пишет:
цитата:
Старовером Дугин так же не является, - прихожанин никонианского прихода, в которм молятся по старому обряду.
Опять таки, конечно, не мое дело. Но использовать в самоназвании церкви слово "старообрядческая" - значит давать повод обвинять вас в обрядоверии. И спекулировать этим названием личностям вроде Дугина.
Пост N: 1183
Зарегистрирован: 24.05.05
Откуда: РФ, мск
Рейтинг:
6
Фото:
Отправлено: 15.10.07 16:39. Заголовок: Re:
Vargarix пишет:
цитата:
использовать в самоназвании церкви слово "старообрядческая"
да, это слово очень неудачное. Кстати, вот "единоверцы" - это настоящие "старо-обрядцы", сиречь обрядоверы. признавая и подчиняясь еретической лжецеркви МП, они молятся по старым обрядам.
Пост N: 156
Зарегистрирован: 28.10.06
Откуда: Россия
Рейтинг:
2
Отправлено: 15.10.07 16:57. Заголовок: Re:
Vargarix пишет:
цитата:
Опять таки, конечно, не мое дело. Но использовать в самоназвании церкви слово "старообрядческая" - значит давать повод обвинять вас в обрядоверии. И спекулировать этим названием личностям вроде Дугина.
Такое самоназвание не просто подавание повода, а вообще отречение от имени христианина. Тут уже много раз об этом писалось. И то, что беглопоповцы взяли себе такие наименования, впрочем как и безпоповцы, как то, старообрядческая, древле-православная, это само за себя говорит... значит есть новообрядчесвкое православие, есть ново-православие... да так и говорят руководители этих организаций Корнилий и Александр. Т.е. отрекаются от имени православный христианин, чем и показывают себя отступниками.
А всякие аналитики, политики и журналитики с упехом используют терминологию самоназваний этих обществ, жанглируя ими уже в своих интересах. Т.е. конечно по прямому смыслу, если человек служит и молится по старому обряду, он старообрядец, но еще не старовер и не православный христианин, ведь теоретически может и латинянин и лютеранин какой-нибудь экстремал, молиться по дораскольным русским книгам, и что с того.
Кстати, вот "единоверцы" - это настоящие "старо-обрядцы", сиречь обрядоверы.
Я думаю, что обвинение единоверия в обрядоверии несостоятельно хотя бы потому, что единоверие верует не в обряд, напротив, полагает, что возможна разность в обрядах при единой вере.
Пост N: 17
Зарегистрирован: 10.10.07
Откуда: Russia.ру, МСК.ru
Рейтинг:
3
Отправлено: 15.10.07 17:17. Заголовок: Re:
из Пите пишет:
цитата:
обвинение единоверия в обрядоверии несостоятельно хотя бы потому, что единоверие верует не в обряд, напротив, полагает, что возможна разность в обрядах при единой вере
Пост N: 692
Зарегистрирован: 06.12.05
Откуда: Россия, Барнаул
Рейтинг:
3
Отправлено: 15.10.07 17:38. Заголовок: Re:
р.Б. Илия пишет:
цитата:
писалось. И то, что беглопоповцы взяли себе такие наименования, впрочем как и безпоповцы, как то, старообрядческая, древле-православная, это само за себя говорит... значит есть новообрядчесвкое православие, есть ново-православие...
Тем не менее, на мой взгляд, термин "древлеправославная церковь" значительно точнее. Тут хоть на обрядах не зацикливается.
Пост N: 934
Зарегистрирован: 14.03.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
8
Замечания:
Отправлено: 15.10.07 17:48. Заголовок: Re:
Алексей пишет:
цитата:
да, это слово очень неудачное.
Vargarix пишет:
цитата:
Тем не менее, на мой взгляд, термин "древлеправославная церковь" значительно точнее.
Тем не менее, именно РПСЦ было специально, соборно (sic!) введено в качестве названия, одновременно с переделкой Московской архиепископии в митрополию. Собственно, чтобы и в названии от РПЦ отличаться по минимуму.
Пост N: 1185
Зарегистрирован: 24.05.05
Откуда: РФ, мск
Рейтинг:
6
Фото:
Отправлено: 15.10.07 18:38. Заголовок: Re:
Максим Валерьевич пишет:
цитата:
чтобы и в названии от РПЦ отличаться по минимуму
Да, логика была несколько иная, но сейчас это выглядит именно так, вне зависимости от мотивации тех, кто вводил ее. Соборно ввели - это не значит, впрочем, необратимо. Ведь название РПСЦ есть лишь неофициальное "юридическое" название цетрализованной религиозной организации. В официальных документах она по-прежнему именуется Церковь Христова, а аббревиатура "РПсЦ" и воовсе не является официальной, это журналистский жаргон.
Пост N: 2572
Зарегистрирован: 03.10.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
13
Замечания:
Отправлено: 15.10.07 18:50. Заголовок: Re:
Алексей пишет:
цитата:
единоверие полагает, что возможна "единая вера" с еретиками-гонителями православия, но допускает "разницу в обрядах". Иначе говоря, допускает, что т.н. "обряд" есть некая "оболочка", существующая вне собственно веры. Значит, объектом веры является именно "обряд" с его особенной древностью и т.д., а не догматы Церкви. Можно допустить опресноки, литургию на соленых огурцах и водке и т.д. Учение о "многовидности" обрядов, оторванных от веры, по сути и есть обрядоверие.
Примечательно что многие древние еретики сохраняли православные формы богослужения. Например, ариане и несториане - крестили погружательно, знаменовались двуперстно, но тем не менее, погрешали против церковного учения. И католики века до XIII знаменавались двумя перстами и крестили через погружение. И что? У них уже были другие повреждения в вере.
Ведь название РПСЦ есть лишь неофициальное "юридическое" название цетрализованной религиозной организации. В официальных документах она по-прежнему именуется Церковь Христова, а аббревиатура "РПсЦ" и воовсе не является официальной, это журналистский жаргон.
Пост N: 939
Зарегистрирован: 14.03.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
8
Замечания:
Отправлено: 16.10.07 10:02. Заголовок: Re:
Алексей пишет:
цитата:
Ведь название РПСЦ есть лишь неофициальное "юридическое" название цетрализованной религиозной организации. В официальных документах она по-прежнему именуется Церковь Христова, а аббревиатура "РПсЦ" и воовсе не является официальной, это журналистский жаргон.
Юридическое - это, по-Вашему, не официальное? Как организация зарегистрирована, именно такое у неё и есть официальное название. И именно в официальных, юридических документах она таким образом и именуется.
Пост N: 158
Зарегистрирован: 28.10.06
Откуда: Россия
Рейтинг:
2
Отправлено: 16.10.07 16:05. Заголовок: Re:
Vargarix пишет:
цитата:
термин "древлеправославная церковь" значительно точнее
Ближе, скажем к правильному. Правильно все-таки - просто: православная Церковь, а что бы уточнить, тогда уж ИПЦ, как странники себя называют (старостильник, катакомбники). Т.е. есть истинное православие, а есть лже-.
Название РПСЦ как официальное принято на соборе 1988 г. - для пользования как внешнего, так и внутреннего. Я был свидетелем его появления на свет.
Автор его - кто бы Вы думали? Попробуйте отгадать.
"Древлеправославная Церковь Христова" всегда употреблялось только в архипастырских посланиях и во вступительных речах на соборах, но никогда не использовалось в документах ни административных, ни хозяйственных.
В этих же документах стояло просто "Старообрядческая Архиепископия Московская и всея Руси".
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет